Наука основана на принципе причинности: мы считаем, что если что-то происходит, значит, на то есть причина.
Это распространяется и на нашу психику - если мы поступили каким-то образом, у нас были на то причины. Возможно, внешняя среда вынудила нас поступить определенным образом или мы находим причины внутри себя - "я Такой Человек, Поэтому так Поступил, Сделал Такой Выбор". А что значит "я Такой Человек"? Это значит, мой мозг так устроен, это значит, что мои нейроны под действием генов, среды, воспитания и случайности сплелись в такие сети, что я в ответ на данную ситуацию принимаю такое решение
. В случае если есть причины, нет свободы. Принцип свободы воли, понимаемый как "Абсолют", противоречит принципу причинности. Из этого следует, что материалистическая наука должна признать свободу воли иллюзией. А на самом деле мы - биороботы, поведение которых определяется устройством нашего мозга. Мозг меняется в ходе обучения и так далее, но у нас есть иллюзия самосознания, у нас есть иллюзия того, что мы ведем сознательную деятельность, обладаем некой свободной волей, но если все же вдуматься, что такое свобода воли? Некая беспричинная нематериальная сущность? Изучение мозга убеждает нас в том, что это не так. Это сущность материальная. И, соответственно, это вроде бы как некое секретное знание, которое подозрительно похоже на иллюзию. На самом деле, все имеет причину, и наши поступки тоже. А значит, свобода воли - это некий выгодный нам самообман.
Александр Марков, отрывок из лекции в мпгу "Происхождение Разума, Эмоций, Морали".