Меркурий метеорный "душ" от кометы Энке получает.

19.11.2015 в 11:29

( Астрономия@Science_Newworld).

Тут выяснилось, что Меркурий регулярно подвергается нашествию метеорного потока от старой кометы! Это может заметно влиять на его разреженную атмосферу и дать нам понимание как такие планеты вообще сохраняют ее.

Меркурий метеорный душ от кометы Энке получает.
Для земли и марса метеорные потоки - не редкость. Например знаменитые августовские персеиды, связанные с кометой 109P/свифта - таттла или леониды (пик которых был вчера), связанные с кометой 55P/темпеля - туттля. Для марса - это прошлогодний пролет кометы сайдинг - спринг, которая оставила в его атмосфере несколько тонн своего вещества. Когда частицы пыли входят в атмосферу планеты, они сгорают - мы видим множество вспышек. Однако у луны и Меркурия нет плотных атмосфер - они обладают околоповерхностными экзосферами - очень разреженными атмосферами, которые состоят из частиц солнечного ветра и частиц, выбитых солнечным ветром с поверхности.
Итак. Во время анализа данных зонда "Мессенжер", который работал на орбите Меркурия, выяснилось, что содержание кальция в экзосфере периодически меняется из года в год. Пик концентрации достигается сразу после прохождения перигелия Меркурием. Модели предсказывают, что если бы это было связано с поступлением кальция из поверхностного слоя планеты, то пик был бы перед перигелием. Было и другое предположение - кальций может поступать в экзосферу из пылевого шлейфа от короткопериодической кометы Энке. Эта комета обращается вокруг солнца за 3. 3 года и знакома землянам - она порождает метеорный поток тауриды, "Сезон" которого кстати сейчас еще продолжается. Однако между моментом максимального сближения кометы с Меркурием и пиком кальция - неделя. Тогда появилась версия, что пылевой поток, порождаемый кометой при движении за тысячи лет сместился от первоначальной орбиты. После проведенных моделирований выяснилось - поток не смещался, а "Размазался" по орбите кометы. А Меркурий пересекает его периодически.
Но все не так просто - тут есть очень интересный момент. В нашей истории три действующих лица, однако про третьего мы забыли. Солнце. И поток излучения от него - солнечный ветер. Здесь работает эффект пойнтинга - Робертсона, благодаря которому пылинки в течение длительного времени могут отклониться от первоначальной орбиты из-за солнечного ветра. Моделирования показали, что поток действительно смещался позади кометы к месту, где наблюдался пик кальция. Кроме того смещение частиц зависит от их размера и возраста. В результате удалось сопоставить наблюдаемые пики кальция с пылинками размером примерно миллиметр, которые были выброшены с поверхности кометы в период от 10 до 20 лет назад. Это согласуется с наблюдательными данными по кометной пыли и возрасту потока.
Эти исследования показали, что потоки, создаваемые кометами, могут сильно влиять на экзосферы планет, порой даже больше, чем зодиакальная пыль (пыль, которая находится в плоскости эклиптики, где расположены орбиты большинства планет солнечной системы.