"Коляда, коляда народился!
Ezomir.
Ясен свет, ясен свет засветился! " - Поётся в народной песне. Какой образ передаётся в старых песнях, сказаниях, колядках, дошедших до нас с древних времён? Празднование дня бога коляды проводится со стародавних времён, и наши предки ведали, что коляда (коло - колесо; круг - солярный знак солнца) дарует образ солнца - младенца, который нарождается в день зимнего солнцестояния. И это новорожденное солнце символизирует перемены, поэтому вторая суть праздника - день перемен
. Этот день как граница (переход), в том числе из зимы в весну. День начинается прибавляться на воробьиный скок, и в народе говорили: "После Солнцеворота Хоть на Воробьиный Скок, да Прибудет Денёк". Много старых примет и преданий связано с днём зимнего солнцестояния:
"С Какой Стороны на Солнцеворот Ветер Дует, с Такой Будет Дуть до Масленицы", "если в этот день тепло, зима будет холодная", "в ночь звёзд густо - густо и ягод будет".
Празднование дня бога коляды - это празднование рождества (новорождённое солнце) и оно всегда сопровождалось радостью, весельем, (как и рождение ребенка в семье) и проведением колядок и святок. И колядование и святки - это древние обряды и их отголоски ещё можно встретить в современной жизни, когда дети с масками на лицах ходят по домам и поют песни или рассказывают стихи, а хозяин дома одаривает их щедро. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, только имели другую суть.
Много современных исследований посвящено наследию предков, и можно встретить рассказы старых людей, что колядовщики выступали в роли ушедших предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в "Хари", или страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие коляду, дающего всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.
Святки также связаны с миров мертвых, с "тем Светом". Именно в эти дни в мир живых возвращалось "Святье" - души предков, которых на время святок "вселяли" в тела их потомков - ряженых. В собранном севернорусском материале есть упоминание, что рядились (во всяком случае в древности) самые родовитые и знатные, те, чьи рода были самыми старыми в данной общине, деревне, селе. Об этом свидетельствует одно из вологодских диалектных названий ряженых - "Кулеса". Но в тех же диалектах "Кулыня", "Кулина" - знатная, богатая, родовитая. Интересно исследование фольклориста и этнолога Людмилы Виноградовой (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора института славяноведения), что ряженые и нищие являются в обрядах значимыми людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Русское слово нищий соотносится с древнеиндийским "Nistyas", что значит "чужой", "нездешний", и соотносится с понятием "ряженый". И есть основания (в том числе и языковые свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые) воспринимались как заместители умерших, а щедрое их одаривание - как отголосок поминальных жертвоприношений. Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней.
Вот несколько данных, полученных фольклорно - этнографическими экспедициями под руководством русского этномузыколога Анатолия мехнецова в 80-е - 90-е годы XX века: информаторы помнят о таких обязательных персонажах святочного ряженья, как "Предки" (старцы, покойник), "нелюди", "чужаки" (нищие, побирушки), "высокие старухи". Проводился обряд, как будто душа ушедшего предка "Входила" в тело своего потомка, и для того чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок свое тело "предку", не осталась навсегда на "том свете", ряженые категорически запрещали называть себя по имени, узнавать себя. За нарушение этого запрета провинившегося "Били Смертным Боем", так как считалось, что душа поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем-то из его предков. Такое положение могло принести общине неисчислимые бедствия, так как в дни святок все жили по правилам "Перевернутого Мира" - мира предков. Именно об этом свидетельствуют воспоминания стариков и старух из разных районов псковской области (80-е - 90-е годы XX века), отмечавших, что ряженых называли "Дедами", что они ходили молча, кланялись до земли, что их лица были вымазаны сажей, что они были не смешны, а вызывали уважение и страх, что их ждали в каждом доме и готовились к этой встрече. В русской народной традиции ряженые в крещенье (когда, как правило, трещали самые лютые морозы), после освящения воды, обязательно купались в проруби, возвращая "Тому Свету" душу предка, которому "одалживали" на время святок свое тело.
Сделать это было необходимо, так как считалось, что один из кратчайших путей души на небеса, в обитель богов и предков, это погружение в речные или морские воды, впадающие в конечном итоге в реку вечности - млечный путь. Этнограф Михаил забылин отмечал, что в Тихвине, например, на святки "Снаряжалась Большая Лодка, Которая Ставилась на Несколько Саней и Возилась Несколькими Лошадьми по Городу". Верхом на лошадях, везущих лодку, и в самой лодке сидели ряженые. Даже в 1996 году в деревне Журавлев конец Гдовского района псковской области фольклористам сообщили, что те, кто рядился на святки, в рождество обязательно должны были обливаться тремя ведрами колодезной воды, то есть воды, рождающейся и протекающей под землей. Жители "Того Света", проведав своих потомков и наградив или наказав их, обязательно возвращались в свой мир. А живые делали всё для того, чтобы ни в коем случае ни одна мертвая душа не оставалась в нашем мире.