Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Почему древние описывали таких странных существ?

09.12.2015 в 18:29

Ezomir.

В древних исторических источниках иногда сложно отличить мифы от реальности. В некоторых случаях авторы использовали иносказания, которые сложно понять современному читателю. Иногда они смешивают реальные факты и вымысел, а в отдельных случаях мы наблюдаем искажение фактов с течением временем - историки играют в "Испорченный Телефон" друг с другом на протяжении столетий.

Почему древние описывали таких странных существ?
Гравюры Хенрика Петруса, 1544 г., слева направо: сциопод, женщина - циклоп, сиамские близнецы, блемии, кинокефал.

Некоторые существа, описываемые в древних книгах, могут соперничать с фантазиями современных сюрреалистов. Но в действительности они были отображением реальных людей, события, места или животных.

Вот два таких существа, одно из них немного странное, а другое - совершенно фантастическое.

Йейл.

Его главная особенность - уникальные рога, которые он может поворачивать в любую сторону. Это существо впервые упоминается в "Естественной Истории" (книга Viii) римского историка Плиния старшего (23-79 гг..

Он описывает йейля как существо "чёрного или тёмно-коричневого цвета, размером с бегемота, с хвостом, как у слона, челюстями, как у кабана. У него подвижные рога длиной больше локтя. Во время схватки в зависимости от ситуации он либо держит их направленными вперёд, так, что они становятся опасными, либо направленными в стороны".

Это существо не сильно отличается от известных нам животных. Возможно ли, что Плиний просто пересказал чьё-то ошибочное описание антилопы гну или какого-то похожего животного?

Хью стэнфорд Лондон, автор нескольких книг по геральдике, заинтересовался появлением йейля на гербе британской королевской семьи. Столетия после упоминания Плинием, йейл снова появился в средневековых бестиариях и в гербе XIV века младшего сына короля Генриха IV Джона, герцога бедфорда и графа кендал.

Лоно пишет: "йейл был включён в число геральдических зверей короля. В 1925 их изображения были установлены на крыше часовни Св. Георгия в виндзорском дворце. Йейл был одним из 10 зверей королевы, чьи изображения стояли у вестминстерского аббатства во время коронации. В настоящее время их изображения находятся в большом зале дворцового комплекса хэмптон - корт".

А. Х. лонгхарси, изучавший историю Индии, сказал Лондону, что образ йейла мог быть списан с мистического существа яли, известного в южной Индии в течение тысяч лет. Яли описывают как гибрид слона, лошади и Льва. Его внешний облик сильно различается в описаниях, но "одно свойство остаётся неизменным: способность поворачивать рога по своему желанию. Лишь в том случае, если один рог повреждён, он поворачивается назад, а второй рог направляется вперёд для продолжения битвы", - отмечает Лондон.

Название знаменитого йельского университета в США не связано с этим существом, он получил своё название от имени своего основателя елайху Йеля. Однако изображение йейля присутствует в некоторых местах университета, например, на знамени президента университета. Церемониймейстер на собрании выпускников университета держит жезл, украшенный головой йейля.

Блемии.

В словаре идиом и легенд бревера, издание XIX века, дано определение блемиев: "древнее эфиопское племя кочевников, которые, согласно римским писателям, населяли нубию и верхний Египет. Согласно легендам, у них не было головы, их глаза и рты находились на груди".

В словаре описывается: "на берегах реки, описанной королевскими путешественниками, обитали люди, у которых голова находилась ниже плеч. Их глаза были расположены на плечах, а рот - посередине груди".

Похоже, что блемии - это племя, угрожавшее южным границам Египта в поздний римский период. Они вступали в конфликты с римлянами с III по IV века.

Люди инородного происхождения, которые представляли угрозу, часто описывались в виде чудовищ или оборотней.

Аса миттман использует блемиев в качестве аллегории в своей работе "Карты и Монстры Средневековой Англии":

"Их головы, вместилище духовности, сместились вниз к их материальному телу. Блемий - это человек, который представляет собой только физическое тело, материальный объект, а его глаза в груди - это зеркала тела, а не души".

Подобное описание могло просто указывать на то, что с точки зрения римских авторов они были бесчеловечными и деградировавшими.