Классика кинематографа. Фильм: "Последний Император".
Ezomir.
Разочаровавшись в современной политике и культуре Европы, не желая даже работать на этом континенте, выдающийся итальянский режиссёр Бернардо бертолуччи отправился в Китай, к тому же заручившись поддержкой британского продюсера Джереми Томаса, на счету которого была такая заметная лента "Азиатской Тематики", как "счастливого рождества, мистер Лоренс" японца Нагисы осимы. А бертолуччи решил перенести на экран историю жизни последнего китайского императора Пу и, написанную им самим, а также воспоминания англичанина реджиналда Джонстона, который был учителем и советником властителя, в общем - то, никогда не обладавшего реальной властью.
В 1908 году, в возрасте трёх лет, Пу и был отобран у матери и доставлен в запретный город, чтобы стать номинальным императором Китая, а фактически - узником собственной роли. Хотя тогда ещё сохранялся по традиции старинный ритуал почитания и преклонения перед властителем поднебесной, но уже не имел никакого значения за пределами недоступной для прочих резиденции, поскольку в 1911 году в стране была провозглашена республика. И вплоть до 1924 года, когда республиканские войска заняли Пекин, а Пу и был изгнан, он оставался своего рода "Высокопоставленной Марионеткой", как и позже, в 1931 году, когда согласился на пост правителя Маньчжурии в условиях японской оккупации. Потом, после победы народной революции 1949 года, бывший император провёл десять лет в тюрьме, а выйдя из неё, стал обычным садовником, пока не умер в 1967 году, кажется, впервые принадлежа только самому себе и ни от кого больше не завися.
При всём визуальном богатстве, роскоши интерьеров и костюмов, пышности восточных церемоний (премии "Оскар" заслуженно получили художник - постановщик и декораторы, художник по костюмам и, разумеется, Витторио стораро, постоянный оператор Бернардо бертолуччи) "последний император" всё-таки остаётся эмоционально сдержанным произведением, не располагающим к особому сопереживанию. И словно не позволяет проникнуть в тайну заглавного героя, который существует на определённой дистанции - как от происходящего, так и от зрителей.
Только однажды бертолуччи, адаптировавший вместе с Марком пиплоу, братом своей жены Клер пиплоу, документальные записки о судьбе Пу и (ещё один "Оскар" - за экранизацию), разрешил себе как бы авторскую подсказку, отступление от строгого стиля исторического повествования. Он дал возможность бывшему императору уже на закате собственной жизни вновь побывать в пустом и безлюдном запретном городе, где пожилой Пу и выглядит словно турист - чужестранец, который случайно попал в этот музей под открытым небом. Ведь человек - всего лишь песчинка в бесконечном потоке истории, перемолотая в жерновах неумолимого времени.
Но, как и в финале "Двадцатого Века", режиссёр оставляет героя наедине со своей индивидуальной памятью посреди вечности, не отбирая у него права хотя бы мысленно вернуться назад, в годы детства, чтобы испытать иллюзию, что всё можно было сделать иначе. Примирение отдельного человека с большой историей происходит в тот момент, когда старость будто рифмуется с детством, а небытие "После" с небытием "до". Только на этом экзистенциальном рубеже наступает освобождение от той навязанной роли, которая поневоле игралась на протяжении всей жизни.
Созданная с постановочным размахом картина Бернардо бертолуччи, который словно решил доказать, что тоже умеет делать величественное кино, рассчитанное на широкую публику, была с особым восторгом принята в Америке, где собрала $44 млн. (В пересчёте по состоянию на 2008 год это составляет $74, 3 млн. "Последний Император" удостоился девяти "оскаров" (кроме уже упомянутых - премии за фильм, режиссуру, монтаж и оригинальную музыку, написанную интернациональным коллективом в составе японца Рюити сакамото, англичанина Дэвида бирна и китайца су кона, а также за звук. Помимо того, лента получила множество иных наград в разных странах - от Италии до Японии. Интересно, что в 1998 году национальный совет обозревателей в США специально отметил призом "Свобода Выражения" полный режиссёрский вариант "последнего императора", который почти на час длиннее первоначально выпущенной версии.