Как выполнить обводящий удар?
Вкратце: на примере теннисного матча мы объясняем, почему важно чередовать действия в однотипных повторяющихся ситуациях.
Теннис высокого уровня состоит из незабываемых поединков между лучшими игроками: Джон макинрой против Ивана лендла, пит сампрас против Андре Агасси, Мартина навратилова против Крис эверт
. Возьмем в качестве примера финальный матч открытого чемпионата США по теннису между эверт и навратиловой (Крис эверт выиграла свой первый титул на открытом чемпионате США по теннису в 1975 году. Навратилова выиграла свой первый титул чемпиона во время финального матча открытого чемпионата США по теннису 1983 года. Навратилова у сетки только что ударила по мячу с лета, отправив его в сторону эверт на заднюю линию. Эверт вот-вот выполнит обводящий удар. Какой удар ей лучше сделать - по линии поля или по диагонали? И следует ли навратиловой ожидать удара по линии и сделать наклон в соответствующую сторону или удара по диагонали и наклониться в другую сторону?
Здравый смысл говорит в пользу удара по линии. При таком ударе мячу предстоит преодолеть меньшее расстояние до сетки, а значит, у другого игрока останется меньше времени на то, чтобы правильно среагировать. Однако это не означает, что эверт следует постоянно использовать этот удар. Таким образом, если бы она поступала именно так, навратилова ожидала бы этого и подготовилась, поэтому удар не был бы результативным. Для того чтобы повысить шансы на успех в случае обводящего удара по линии поля, эверт необходимо использовать удар по диагонали достаточно часто, чтобы навратиловой каждый раз приходилось угадывать его направление.
То же самое происходит и в футболе: когда на третьем дауне остается продвинуть мяч еще на один ярд, бег с мячом на середину поля - это процентная игра (то есть наиболее часто применяемая тактика игры), но время от времени нападающие должны делать в таких ситуациях пас, чтобы держать команду защиты в напряжении.
Таким образом, самый важный общий принцип действий в подобных ситуациях состоит не в том, что эверт следует делать, а в том, чего ей делать не следует: она не должна выполнять одно и то же действие постоянно или систематически. В противном случае навратилова будет знать, как реагировать на ее действия, и шансы на успех у эверт снизятся.
Отсутствие систематичности в действиях означает нечто большее, чем попытки не делать один и тот же удар в подобных ситуациях. Эверт также не должна сугубо механически переключаться между двумя ударами - навратилова заметит и использует эту закономерность или любую другую систему, поддающуюся обнаружению. Эверт необходимо делать выбор в каждом конкретном случае в произвольном порядке, чтобы помешать такому угадыванию.
Общая идея о смешивании приемов игры хорошо известна даже спортивным комментаторам на телевидении. Но у нее есть и другие аспекты, требующие углубленного анализа. Почему удар вдоль линии поля - процентная игра? Должен ли теннисист вести ее в 80, 90 или 99 процентах случаев? Насколько важен масштаб соревнований - например, следует ли делать пас на третьей попытке во время регулярного сезона, но не делать во время суперкубка? Как игроки приемы игры в реальных условиях смешивают? Что происходит, когда появляется третья возможность (например, свеча в теннисе? Мы обязательно проанализируем эти вопросы и дадим на них ответы в следующих публикациях.
Фильм The Princess Bride ( "Принцесса - Невеста", 1987) иллюстрирует эту идею на примере "состязания на смекалку" между героем (уэстли) и злодеем (виззини. Уэстли должен отравить вино в одном из двух кубков, а виззини предстоит решить, кто из какого кубка будет пить. Виззини анализирует ряд запутанных доводов в пользу того, почему уэстли должен отравить вино в определенном кубке. Однако все они внутренне противоречивы, поскольку уэстли может разгадать логику виззини и добавить яд в другой кубок. И наоборот, если уэстли выберет определенный кубок с помощью какой-то конкретной логики или системы, виззини может предвидеть это и выпить вино из другого кубка, оставив уэстли кубок с отравленным вином. Стало быть, стратегия уэстли должна быть случайной и бессистемной.
Эта сцена еще один момент иллюстрирует. В фильме виззини проигрывает и расплачивается за это жизнью. Как оказалось, уэстли отравил вино в обоих кубках: на протяжении последних нескольких лет он вырабатывал иммунитет к этому яду. Следовательно, виззини вел игру в крайне неблагоприятных условиях с точки зрения наличия информации, что и привело к фатальному исходу. Но иногда игроки могут преодолеть проблему асимметричности информации.