Иоганн Вольфганг Гете: искусство и философия.
Научный метод Гете: две теории цвета.
1. "учение о цвете. Теория познания".
Серия: из наследия мировой философской мысли: эстетика.
2. очерк Гете "к учению о цвете. Хроматика "из"избранных сочинений по естествознанию".
3. "Иоганн Вольфганг Гете. Избранные философские произведения".
4. Иоганн эккерман. "Разговоры с Гёте в Последние Годы его Жизни".
"Учение о цвете. Теория познания". Вниманию читателей предлагается книга великого немецкого поэта, философа и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), содержащая его учение о цвете. Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение ньютона о цветах. Кроме того, в книге в разделе, озаглавленном "Теория Познания", содержатся статьи и наброски разных лет, а также афоризмы и. в. Гёте, которые помогают создать портрет личности великого поэта и мыслителя. Книга будет интересна как специалистам - физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.
Книга опубликована в 1810 году. Текст содержит описания таких понятий как "Цветовая Тень", "преломление" и "хроматическая аберрация". Книга была написана Гете в связи с его интересом к живописи и оказала влияние на искусство (Филипп Отто Рунге, Тернер, прерафаэлиты, кандинский. Несмотря на то, что текст Гете не был хорошо принят физиками, ряд философов и физиков были с ним ознакомлены (Томас Иоганн зеебека, Артур шопенгауэр, Герман фон Гельмгольц, Рудольф штайнер, Людвиг Витгенштейн, Вернер Гейзенберг, Курт Гедель. В своей книге, Гете дает общие сведения о том, как цвет воспринимается в различных обстоятельствах. Интерес Гете не был аналитическим исследованием цвета как феномена, но имеет отношение к тем качествам, по которым цвет воспринимается. Философы приходят к пониманию различия между оптическим спектром, который изучал Исаак ньютон и феноменом человеческого восприятия цвета в изложении Гете. Тема этого разделения широко проанализирована в тексте Л. Витгенштейна "Замечания о Цвете".
"Иоганн Вольфганг Гете. Избранные философские произведения".
Настоящее издание включает основные работы, характеризующие философские взгляды великого немецкого поэта и мыслителя. Книга содержит произведения Гете, охватывающие как общие, так и социально - философские проблемы. В издание включены не только законченные произведения, но и многочисленные фрагменты из различных трудов Гете, представляющие исключительный интерес.
В виде приложения даны знаменитое стихотворение Гете "Прометей", полное гуманистического смысла, важнейшие философские фрагменты из обеих частей "Фауста" и философская лирика.
Иоганн эккерман. "Разговоры с Гёте в Последние Годы его Жизни".
Многолетний секретарь Иоганна вольганга Гёте Иоганн Петер эккерман (1792-1854) долгие годы вёл подробнейшую запись своих бесед с великим немецким поэтом и мыслителем. Они стали ценнейшим источником для изучения личности Гёте и его взглядов на жизнь и литературу, историю и политику, философию и искусство.
Anschauung, научный метод Гете: две теории цвета.
Речь о знаменитой теории цвета гете пойдет. В начале 19-го века проблема происхождения различных цветов была весьма актуальной. Что такое цвет? , Как цвета соотносятся друг с другом? - эти вопросы на повестке дня тогдашней науки стояли. Настоящей революцией стали опыты Исаака ньютона с разложением белого света на 7 составляющих цветов с помощью стеклянной призмы. Он их в классической книге "Оптика описал".
Гете принципиально не признавал опыты ньютона. Он упрекал ньютона, как ученых - экспериментаторов в целом, что они не исследуют природу как она есть, а загоняют ее в чуждые для нее рамки экспериментов, где она вынуждена проявляется совершенно иначе, нежели в естественных для себя условиях. Узкий луч света в темноте, падающий на стеклянную призму - с его точки зрения, это было совершенно чуждым для природы устройством обстоятельств и в таких условиях свет не мог себя вести натуральным образом. Действительно, чтобы увидеть спектр из 7 цветов, нужно создать определенные условия. Мы должны иметь узкий луч света, расположить экран на определенном расстоянии от призмы и т. д. во всех остальных обстоятельствах мы не увидим ньютоновского спектра. Гете с возмущением писал, что взяв стеклянную призму и взглянув через нее на белый свет, он не увидел никаких семи цветов (попробуйте сами, и вы тоже их не увидите), что опыты ньютона поставлены неверно, искусственно, что сэр Исаак загоняет природу в рамки своих теорий.
Гёте создал совершенно другую теорию цвета, в соответствии с которой цвет порождается взаимодействием, борьбой между светом и тьмой - поэтому в опытах с призмой цвета возникают на границах между светлыми и темными пятнами. Тьма, считал Гете - это не просто отсутствие света. Это активная сила, как и свет, в борьбе между ними и возникают цвета. Различные степени разрешения напряжения между светом и тьмой дают различные цвета. Теплые оттенки цвета возникают, когда тьма уступает свету, когда свет пробивается через тьму - начиная от тусклых оттенков красного, через оранжевый цвет, к ярко-желтому. Холодные - когда свет уступает тьме, когда тьма пробивается через свет - от фиолетового и синего - к светло-голубому. В подтверждение Гете приводил множество природных наблюдений, например, объяснение желтоватого оттенка солнца и голубого цвета неба днем и красных оттенков солнца и неба на закате и восходе.
Белый свет - равномерная смесь излучений различной длины волны, говорит нынешняя физика. Цвета - это проявление излучений разной длины волны, а в совокупности они образуют спектр, который является частью широкого спектра электромагнитных излучений, в числе которых невидимое инфракрасное излучение, видимый свет, невидимое ультрафиолетовое излучения и другие. И слишком много экспериментальных фактов объясняет эта теория, чтобы можно было в ней сомневаться.
Но странное дело, уже третий век теория цвета Гете не уходит в забвение. К ней снова и снова возвращаются отдельные исследователи, получая странные результаты, например, американский исследователь Эдвин ленд.
Опыты ленда доказали: между длиной волны излучения и воспринимаемым цветом нет никакой однозначной связи. Но ведь именно этот постулат из теории цвета ньютона вытекает. Теперь перед нами снова встает вопрос, на который люди пытались ответить еще в 19-м веке - что же такое цвет? И судя по всему, теория цвета Гете, которая объясняет множество цветовых эффектов, здесь займет свое достойное место - и тот факт, что она не имеет смысла с точки зрения современной физики нисколько этому не помешает. Возможно, не зря Гете считал свою теорию цвета своим высшим достижением.