Храмы в земле. Ezomir.
Лалибела - небольшой город, основанный в 12 веке н. э. в центре горной цепи ласта, в центральной Эфиопии. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии загуэ царя лалибела. Этому правителю легенда приписывает строительство знаменитых церквей в 12 и 13 веке. По преданию император лалибела намеревался создать "Второй Иерусалим" на эфиопской земле.
Показать полностью.
В настоящее время в лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией юнеско восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмов были высечены в вулканическом туфев конце 12 века н. э. в период правления вышеупомянутого императора лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.
Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку. Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью - ангелы. По версии хэнкока, этими "Ангелами" были тамплиеры, с которыми лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках ковчега завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.
Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия "Ангелов" как представителей высокоразвитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь - нибудь высоких технологий. Версия того, что лалибела занимался не созданием храмов, а лишь "Археологическими Раскопками" с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Ощущение какого-то "Недостроя возникает". Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.
Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей лалибелы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.
Таким образом, если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа спасителя в длину 33, 7 метра в ширину 23, 7 метра и в высоту 11, 6 метра, наиболее почитаемая из них - храм девы Марии (бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части тканью обернута. В одном из видений лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.
Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь креста (бетэ мескель. На противоположной стороне двора находится церковь богородицы, посвященная мукам пресвятой девы. Через тоннель - лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.
Храмовый комплекс лалибелы - это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них - это бете медане Алем, или храм спасителя мира. Бета медане Алем - самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки - это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.
Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, - еще до начала всех работ.
Внутри храмов - монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь - здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля лалибелы. В 2009 году юнеско, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы - монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным - поток паломников и туристов из самых разных стран мира в лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!
Храм бета Мариам - один из самых почитаемых в лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах. Его богатое внутреннее убранство воображение поражает. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.
По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс "Спрятавшихся"храмов - монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко - и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем - система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.
Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням лалибелы. В храм святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.
По легенде, когда король лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета гиоргис часто по праву называют восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим - то трудно бывает разойтись. Храм святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы лалибелы внутренние или внешние колонны имеют.
Известные на весь мир храмы лалибелы чудом инженерного искусства признаны. Задача нынешнего поколения - сохранить эти поразительныехрамы - монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем лалибела.