Флорентийский гений. Почему Боттичелли сжигал свои картины.
1 марта 1445 года родился флорентийский живописец периода раннего возрождения Алессандро филипепи, более известный как Сандро Боттичелли.
Родившись в семье зажиточного горожанина, дубильщика кожи, Сандро Боттичелли получил неплохое образование. Уже в детстве у него проявилась любовь к живописи. В пятнадцать лет он начал учиться в мастерской известного флорентийского скульптора Андреа верроккио, а в 1470 году открыл собственную мастерскую.
В этот период к власти во Флоренции приходит Лоренцо медичи, поклонник искусства, и Боттичелли становится его любимым живописцем. Большинство самых известных картин художника написаны по заказу медичи. Например, "Поклонение Волхвов" (1477), где в виде библейских персонажей, пришедших отдать дань новорожденному Христу, изображена вся семья медичи.
Как придворный художник, Боттичелли не смог избежать и политических заказов: на стене дворца барджелло он изобразил повешенных участников заговора против Лоренцо медичи, в результате которого погиб брат Лоренцо - Джулиано.
Два наиболее прославленных произведения Боттичелли - "Весна" (ок. 1477-1478) И "Рождение Венеры" (ок. 1483-1484. Образ Венеры, скользящей по зыбким волнам на морской раковине, - один из самых пленительных женских образов в мировом искусстве. Лицу Венеры - языческой богини, обладающей необыкновенной красотой, Боттичелли придал одухотворенность, более свойственную изображениям мадонны.
В 1481-1482 годах Боттичелли, вместе с художниками Россели, гирландайо и перуджино, расписывает фресками стены сикстинской капеллы. Три фрески, выполненные Боттичелли, - "Юность Моисея", "наказание Корея" и "исцеление прокаженного" - принесли ему славу, далеко выходящую за пределы родного города. Вернувшись во Флоренцию, художник не успевал принимать заказы на новые картины, к нему пришло богатство и почитание.
Но рачительно распоряжаться деньгами Боттичелли не умел, кроме того, будучи по характеру чрезвычайно чувствительным, в 1490-х годах он, как и многие другие творцы раннего возрождения, подпал под влияние фанатичного монаха саванаролы. Тот в своих проповедях справедливо осуждал праздность, разнузданные нравы богачей Флоренции, тиранию медичи. Но саванарола ополчился и на искусство, считая любое проявление света, жизнелюбия и красоты в нем греховным. Саванарола и его сторонники организовывали массовые сожжения светских книг и произведений искусства.
На одной из площадей Флоренции Боттичелли сам бросил свои картины в огонь, после чего практически перестал заниматься живописью. Но никакого другого ремесла художник не знал, денег не скопил и потому впал в ужасающую нищету. В 1498 году саванарола по приказу папы Александра VI был арестован, осужден, обвинен в ереси и казнен.
На смерть саванаролы Боттичелли откликнулся картиной "Рождество" (1501. В ней нет ничего ни от прежнего Боттичелли, ни от эпохи возрождения: полное отрицание законов перспективы, масштаб фигур, зависящий не от близости или дальности объекта, а от его значимости - это признаки возвращения в средневековье.
Последние годы жизни Боттичелли провел в уединении, был очень болен и ходил, опираясь на две палки. А его место заняли другие творцы, те, которых принято называть "Титанами Возрождения". Они сумели пробить искусству дорогу к свету, радости, простым человеческим чувствам. Но именно прекрасные картины раннего боттичелли им путь указали.