Элевсинские мистерии - тайна под воздействием психоделиков.
Ezomir.
Элевсинские мистерии (др. - Греч. ) - обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и персефоны, которые проводились ежегодно в элевсине (около Афин) в древней Греции.
Из всех обрядов древности элевсинские мистерии наиболее важными считались. Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире
. Элевсин - маленький город в 22 км к северо-западу от Афин, связанный с ними священной дорогой; издавна славился производством пшеницы.
Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение персефоны из подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых. Келей был первым священником Деметры, посвящённый в её обряды и тайны, а его сын триптолем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям по всей земле.
Было два вида мистерий: великие и малые.
Малые мистерии праздновались в анфестирионе (февраль), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами.
Великие мистерии проходили в воидромионе (сентябрь) и продолжались девять дней. Первый акт великих мистерий (14 воидромиона) состоял в переносе священных объектов из элевсина в элевсинион (храм у основания акрополя в Афинах посвящённый Деметре.
15 воидромиона иерофанты (священники) объявляли начало обрядов. Церемонии начинали в Афинах 16 воидромиона, служители омывались в море в фалероне (естественная гавань в Афинах) и жертвовали свинью в элевсинионе 17 воидромиона. Священная процессия отправлялась из керамик (афинское кладбище) 19 воидримиона и двигалась в элевсин по так называемой "Священной Дороге".
В определенных местах участники кричали непристойности в честь ямбы (та самая служанка, которая своими забавными шутками развеселила Деметру, когда та в элевсине оплакивала потерю своей дочери), а также выкрикивали одно из имён Диониса, иакх (Дионис считался сыном Деметры или персефоны.
Прибытие в элевсин отмечалось постом в память о гореваниях Деметры, когда она печалилась о дочери. Пост прерывался настоем ячменя и мяты (кикеон), который выпила Деметра в доме царя келея вместо красного вина.
В 20-х и 21-х числах воидримиона иерофанты входили в большой зал телестериона (храм в честь Деметры), где они лицезрели священные реликвии. Эта часть мистерий была наиболее скрыта от непосвящённых, запрещено было рассказывать о ней посторонним под страхом смерти.
Относительно сущности мистерий есть несколько взглядов. Некоторые утверждают, что посвящённые, путём созерцания священных предметов убеждались в существовании жизни после смерти. Другие говорят, что этого недостаточно для объяснения настолько мощного влияния и долговечности мистерий, утверждая, что помимо внешнего созерцания посвящённые могли находиться под воздействием психотропных средств.
Вслед за этой скрытой частью следовало пиршество, которое продолжалось всю ночь и сопровождалось танцами и развлечениями. Танцы проходили в поле, где по преданию пробился первый росток.
Также приносили в жертву быка.
22 воидримиона посвящённые почитали умерших, опрокидывая специальные сосуды. Мистерии заканчивали 23 воидримиона.
В центре телестериона был анакторон ('дворец'), маленькое строение из камня, в которое могли входить только иерофанты, в нём сохранялись священные объекты. Зарождение мистерий можно отнести к микенской эпохе (1 500 лет до н. э. . они праздновались ежегодно в течение двух тысяч лет.
Во времена писистрата афинского элевсинские мистерии приобрели большое значение и паломники приезжали со всей Греции для участия в них. Начиная с 300 г. до н. э. контроль над проведением мистерий взяли представители двух семей: эвмолпидов и Кириков.
Обязательным условием допуска к мистериям было непричастие к убийству и владение греческим языком (не быть варваром. К участию также допускались женщины и некоторые рабы.
Римский император Феодосий I великий указом от 392 закрыл святилище, в интересах борьбы с язычеством и укреплением христианства.
Последние следы мистерий были уничтожены в 396 во время вторжения короля готов Алариха I в Византию.
Большая часть обрядов никогда не была зафиксирована письменно, а поэтому многое в этих мистериях остаётся предметом спекуляций и домыслов.
Некоторые ученые полагают, что эффект элевсинских мистерий основывался на воздействии на участников психоделика, содержащегося в кикеонe. По мнению Р. Г. уоссона, ячмень мог быть заражен грибами спорыньи, которые содержат воздействующую на психику амиды лизергиновой кислоты (родственна ЛСД и эргоновинам); впрочем, Роберт грейвз приводил аргументы в пользу того, что в кикеоне или в подаваемом на мистериях печенье содержались грибы рода псилоцибе.
Чувства посвященных были обострены подготовительными церемониями, а психотропная смесь позволяла погрузиться в глубочайшие мистические состояния. Приём смеси входил в церемониальный обряд, но точный состав её не известен, так как никогда не записывался, а передавался устно.
Косвенным подтверждением энтеогенной теории является тот факт, что в 415 до н. э. афинский аристократ Алкивиад был осуждён за то, что у него в доме оказалось "Элевсинское Таинство" и он пользовался им для угощения друзей. "Церера. Элевсинские мистерии. Мифы и реальность" автор Владимир колесников.