Цикл лекций "Мифология" профессора Александры Барковой.
Термин "Мифологическое Мышление" устоялся в науке, однако он глубоко ошибочен. Мифология - это не логический конструкт, не занимательные истории о богах и героях, которые мы знаем из античной литературы (авторских текстов), это система эмоционального переживания мира и места человека в нем. Формой переживания становятся универсальные символы - и конкретные образы, в которые эти символы воплощаются у каждого народа.
Мифологический текст ( "Текст" в широком смысле: повествование, изображение или ритуал) можно сравнить с мозаикой, где роль камней играют символы, при этом камень может быть положен лицом, тыльной стороной или отсутствовать. Знание языка символов дает нам ключ к понимаю "Узора", но чрезмерное увлечение символикой приводит к тому, что мы теряем красоту и значение каждого конкретного узора.
Профессор Александра Баркова предлагает несколько циклов лекций по мифологии, ставя задачу найти гармонию общего и конкретного, мифологических универсалий и национальных традиций, рассматривая мифологические представления от первобытности и древнего мира до современности.
Мифология древнего мира.
Казалось бы, что может быть известнее античной мифологии? Однако большинство наших представлений о греческих богах не имеют отношения к реальным верованиям древних греков, поскольку мы опираемся на пересказы античной литературы, авторы которой (как и любые писатели) обращались с мифами весьма вольно.
Так каковы же были подлинные верования античности? Что такое "Средиземноморская Мифология" как целостное явление? Насколько древний мир далек от пересказов, написанных для умных школьников?
История в шумере начинается.
Шумерская цивилизация месопотамии - одна из древнейших в мире, и ее мифология оказала огромное влияние на культуру позднейших народов. Нисхождение в подземное царство, умирающий и воскресающий бог, сила божественного слова - во всем этом шумеры были первыми.
38 веков первому роману - фэнтези.
Вавилон, победив шумер, впитал его язык, культуру и мифологию, ассимилировав шумерских богов с собственными.
Показательна судьба эпоса о гильгамеше, бывшего у шумеров разрозненными сказаниями и превратившегося в Вавилоне в авторское произведение с развитым психологизмом.
Незнакомая древняя Греция.
Ли борода у Гермеса была? Почему Аполлон коров пасет? Кого родила Афина, изнасилованная гефестом? Действительно ли Геракл истребителем чудовищ был? Ответы на эти и многие другие вопросы уведут нас весьма далеко от привычных представлений о греках.
Осторожно: Гомер!
Один ли автор у "Илиады" и "одиссеи был"?
Почему "Илиаду" надо исключить из курса мифологии, и почему Платон требовал запретить ее вообще?
Хетты: древнейшие индоевропейцы Средиземноморья.
Понимание античной мифологии невозможно без знания хеттской. Борьба поколений богов, сражение громовержца с богом земли, атлант и другие образы - всё это было известно Средиземноморью за тысячу лет до гесиода и аполлодора.
Во что верил Рим?
Быть жрецом и открыто насмехаться над ритуалами - нонсенс для нас, но неудивительно для римлян. Заимствуя мифы у греков, римляне невольно скрыли от нас собственных богов, не найдя аналогов самым могущественным из них.
Чем были на самом деле гладиаторские игры? Кем был гладиатор в древнем Риме, а не в голливудском фильме? Почему римляне с легкостью разбивали рабов, но ужаснулись восстанию спартака?
Александра Леонидовна Баркова, профессор центра дополнительного образования уник при имэи, преподает мировую мифологию с 1990 года. Студенческие работы и диссертация были посвящены былинам на фоне мирового эпоса (в 2012 году канал "Культура" выпустил в программе "академия" ее лекции "русский негерический эпос" и "мифы о русской мифологии". Большой интерес коллег вызвал ряд статей о мифологическом мировосприятии в современной молодежной субкультуре. Также в сфере научных интересов - буддизм, культура Японии, русская литература.
Лекции Александры Барковой запоминаются благодаря яркому риторическому стилю, живому диалогу с аудиторией, но прежде всего - нестандартному взгляду на известные вещи.