Астрофизик Нил деграсс Тайсон о мультивселенной внутри нас.
Наука и слово.
В науке хорошо то, что она говорит правду, верите вы в это или нет. Самая доступная область науки с точки зрения языка - это астрофизика. Как вы пятна на солнце называете? Солнечные пятна". А область в космосе, куда можно упасть и никогда не выбраться наружу? Черная дыра". А большие красные звезды? Красные гиганты". Что ж, вот задание для моих друзей - ученых. Используйте свое слово, и если я его пойму, я скажу: "а, так это то-то и то-то? Взаимосвязи.
Признайте, что те самые молекулы, из которых построено ваше тело, атомы, составляющие эти молекулы, возникли в плавильных котлах, которыми были когда-то ядра тяжелых звезд. Эти звезды выплеснули свои богатые различными элементами внутренности в пространство галактики и обогатили первозданные облака межпланетного газа химией жизни. Так что мы все связаны друг с другом биологически, с землей - химически, а со всей остальной вселенной - на уровне атомов. Это круто, я бы сказал!
Вселенная.
Я смотрю в ночное небо и знаю, что мы являемся частью вселенной, мы находимся в ней. Однако, возможно, важнее этих двух фактов то, что вселенная находится в нас. Когда я думаю об этом, я поднимаю голову. Многие люди чувствуют себя маленькими из-за того, что вселенная так велика. Но я чувствую себя большим, потому что атомы, из которых я состою, когда-то были частью тех звезд.
Мультивселенная.
Космические открытия век за веком нас в звании понижают. Земля считалась уникальной, пока астрономы не нашли вокруг солнца другие планеты. Тогда мы предположили, что уникально солнце, однако поняли, что бесчисленные звезды в ночном небе - это такие же солнца. Затем мы решили, что наша галактика, млечный путь - и есть вселенная, но вскоре открыли, что множество размытых пятнышек в небесах - это тоже галактики, которыми испещрен космический пейзаж. Сегодня так легко представить себе, что вселенная - это все, что есть в мире. И все же, новые теории космологии, как и постоянно подтверждающаяся невозможность уникальности чего-либо, требуют, чтобы мы открыто встретили последний удар, который может быть нанесен по нашей жажде своеобразия: факт существования множества вселенных, или мультивселенной, в рамках которой наша - лишь один из бессчетных пузырей, в которые свернулась космическая материя.
Катастрофы.
Таким образом, если люди однажды вымрут из-за какой-нибудь катастрофы, это будет самая большая трагедия в истории жизни во вселенной. Не потому что нам не хватило ума себя защитить, а потому что мы не предвидели свой конец. Доминирующим видам, которые заменят нас на пост - апокалипсической земле, останется только гадать, разглядывая наши скелеты в музеях естественной истории, почему головастый Homo Sapiens преуспел не больше, чем доисторические динозавры с куриными мозгами.
Монстры.
Когда я был маленьким, я понял, что инфракрасное зрение позволило бы мне видеть монстров в моем шкафу по ночам, только если бы они были теплокровными. Однако всем известно, что типичный монстр из шкафа является рептилией и имеет холодную кровь.
Дети.
Дети - это не проблема. Они учеными рождаются. Проблема - это всегда взрослые. Они детское любопытство убивают. Детей числом превосходят. Голосуют. Распоряжаются ресурсами. Вот почему в своей публичной работе я сосредоточен прежде всего на них.
Образование.
Студенты списывают на экзаменах от того, что система образования ценит дипломы больше, чем они сами ценят учебу.
Венерические заболевания и Венера.
Внимание! Только в том случае, если бы на Венере была жизнь, мы, вероятно, назвали бы ее "Венерианской" - так же, как людей с марса мы называем "марсианами". Однако согласно правилам латинской грамматики, "Связанный с Венерой" - это "венерический". К сожалению, медики нашли это слово раньше, чем астрономы. Нельзя их за это осуждать. Венерические заболевания появились задолго до астрономии, которая сама по себе является лишь второй древнейшей профессией.
Мудрое лидерство.
Когда вы приезжаете в страны, руководство которых не стремится воспитать в людях целеустремленность, вы сразу чувствуете, что там нет надежды. Люди только и могут, что беспокоиться, где переночевать и что съесть на обед. То, что столько народа не думает о будущем, стыдно и даже трагично. Технологии, дополненные мудрыми действиями лидеров, способны не только решить эту проблему, но и создать условия для появления мечтаний завтрашнего дня.