Аномальные явления в произведениях и жизни тургенева.
Ezomor.
В начале 60-х годов XIX в. в творчестве великого русского писателя Тургенева появилась тема таинственного. Впервые она воплотилась в рассказе "Призраки", написанном в 1861-1863 годах.
Затем образ таинственного стал возникать все чаще и чаще: "Собака" (1864), "странная история" (1869), "стук. Стук. Стук. "(1870), ". Часы"(1875), "сон" (1876), "рассказ отца Алексея" (1877), "песнь торжествующей любви" (1881), "после смерти" (1882) и некоторые другие его произведения, в частности незавершенный рассказ "Силаев", который создавался предположительно в конце 1870-х годов. Все эти произведения исследователи творчества писателя относят к "Таинственным Повестям" Тургенева.
Их открывает рассказ "Призраки", названный в подзаголовке "фантазией". Зачем автору потребовалось такое уточнение? Не опасался ли он непонимания, неприятия нового для него направления со стороны читателей, друзей, собратьев по перу, критиков? Исследователи литературного наследия Тургенева обратили внимание, что писатель, "Словно Предвидя это Непонимание, Предохранял Себя на Всякий Случай Разговорами о"пустячках", "безделках", "вздоре". А потом сердился и переживал, когда эти "Пустячки" так и признавались пустячками. И. виноградов.
"Таинственные Повести" Тургенева были встречены современниками почти в штыки. Литературовед и. виноградов в этой связи замечает: "трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, - и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими. Многих это сбивало с толку".
Особенно досталось писателю за рассказ "Собака" - о разорившемся помещике, которому чудится, будто его преследует призрак какой-то таинственной собаки.
Один из ближайших друзей Тургенева, в. П. Боткин, познакомившись с "Собакой", написал ему: "она плоха, говоря откровенно, и, по мнению моему, печатать ее не следует. Довольно одной неудачи в виде "Призраков". А некто П. и. вейнберг поместил в сатирическом журнале "Будильник" что-то вроде открытого письма Тургеневу в стихах:
Я прочитал твою "Собаку", и с этих пор.
В моем мозгу скребется что-то, как твой Трезор.
Скребется днем, скребется ночью, не отстает.
И очень странные вопросы.
Мне задает:
"Что значит русский литератор?
Зачем, зачем.
По большей части он кончает.
Черт чем знает? Но вместо ожидаемого "Конца" последовал новый взлет творчества писателя, не понятый не только его современниками, но и в более поздние времена. Появление "Призраков" советские литературоведы связывают с внешними и внутренними причинами: ". Когда происходило обострение классовой борьбы, Тургенев приходил в угнетенное состояние"; он"пережил в этот период тяжелый душевный кризис, может быть самый острый из всех, что пришлось ему когда-либо испытать", - писал в 1962 году и. виноградов.
Но поразительно, последнее не отрицает и сам Тургенев. В письме в. П. Боткину от 26 января 1863 года он пишет в связи с "Призраками": "это ряд каких-то душевных Dissolving - Views (туманных картин. - и. в. ), вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего "Я". Насколько писатель был искренен в оценке своего состояния перед другом, мнением которого дорожил? Не "Прибеднялся" ли на всякий случай?
Мы положим, "Призраки" написаны Тургеневым в состоянии тяжелого душевного кризиса (правда, остается непонятным, как в таком состоянии мог быть создан подобный шедевр), ну а все прочие "таинственные повести"? Что, обострение классовой борьбы и вызванное этой и другими причинами "Тяжелое и Смутное Состояние" продолжались еще два десятилетия, до 1882 года? Ведь нет же, а шедевры, в том числе и "Таинственные", продолжали выходить. Так в чем же дело?
Все очень просто. Тургенев никогда не изменял себе. Он как был, так и остался реалистом, в том числе и в изображении таинственного. Дар писателя, наблюдательность, интуиция, знание жизни своего народа позволило Тургеневу отобразить таинственное с такой точностью в деталях, какая не всегда доступна иному профессионалу. На это обстоятельство, насколько известно, впервые обратила внимание М. Г. Быкова.
В книге "Легенда для Взрослых" (М., 1990), в которой рассказывается о проблеме потаенных животных, включая и так называемого снежного человека, Майя Генриховна задается вопросом: "применял ли когда-нибудь Тургенев знание о необычном в природе в своем творчестве? "И Отвечает на Конкретном Примере:"в рассказе "бежин луг" природа вплотную на мягких лапах подступает к ребячьему костру.