Золотые монеты алхимиков.
Ezomir.
Алхимия как искусство "Творения" золота возникла в III - IV веках нашей эры, в Египте, но особенно широкое распространение она получила в средние века в Европе. Главная цель алхимиков заключалась в получении "Философского Камня", поскольку считалось, что этот элемент способен изменить структуру любого металла превратив его в золото или серебро. В реальность алхимии были убеждены такие выдающиеся ученые, как авиценна, Фрэнсис бэкон, Лейбниц, Спиноза, Исаак ньютон и др.
В разных музеях мира и коллекциях нумизматов немало монет и медалей, изготовленных из золота алхимиков. Их украшают надписи: "Чудесное Превращение, Содеянное в Праге 16 Января 1648 Года в Присутствии его Королевского Величества Фердинанда III" или "химическое превращение Сатурна в солнце, то есть свинца в золото, произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа карла Филиппа".
Путеводитель, выпущенный более двухсот лет назад приглашает нас в императорскую сокровищницу в вену, по очереди представляет каждый экспонат. С блеклых страниц сверкают драгоценные камни, блестят золото и серебро. Там есть слиток золота весом в 300 дукатов, который алхимик и. к. рихтхаузен сотворил из свинца в присутствии короля и императора Фердинанда III, что подтверждается надписью на золоте: "Получено в Праге 15 Января 1658 Года в Присутствии Его Святого Императорского Величества Фердинанда III". Там же висит на цепи большая круглая медаль с 41 чеканным портретом правителей династии Габсбургов. Когда-то она была серебряной, но чешский алхимик Венцель зейлер превратил ее наполовину в золотую. О судьбе двух алхимиков нам известно, что рихтхаузена Фердинанд III возвел в ранг барона, а зейлера Леопольд I произвел в дворяне и оказал ему честь тем, что приказал изготовить из искусственного золота монеты с надписью: "У Венцеля Зейлера Хороший Порошок, Поэтому из Свинца я Превратилась в Золото".
И в другие коллекции включалось изготовленное алхимиками золото. Здесь лежащие на бархатной подушке монеты гордо провозглашали историю своего превращения. Там золотая чашка сообщала, что простой металл был превращен в золото таинственным средством алхимиков. В коллекции флорентийского эрцгерцога Кюхельбекер находится гвоздь: наполовину он состоял из золота, наполовину - из железа. Более скромно выступают искусственные серебряные предметы, среди них выделяются так называемые талеры кронеманна, их из свинца и ртути сотворил алхимик бранденбургского маркграфа Эрне керэстей, барон кронеманн.
Настоящую сенсацию произвели сокровища, оставленные императором священной римской империи Рудольфом II после его смерти. В виде золотых слитков наследники неожиданно нашли 84 центнера золота и 60 центнеров серебра. Рудольф II был приверженцем тайных наук, при его дворе постоянно жили астрологи, ясновидцы и алхимики. Естественно, все решили, что сокровища, обнаруженные после его смерти, имеют алхимическое значение.
У Рудольфа II были последователи среди немецких князей, в частности, курфюрст август, который самолично проводил опыты с философским камнем. Его лабораторию называли золотым домом. Курфюрст август писал своему итальянскому коллеге: "Я уже Настолько Вошел в Курс Дела, что Могу из Восьми Унций Серебра Сделать три Унции Полновесного Золота". Золотое состояние августа после его смерти было оценено в значительную по тем временам сумму - 17 миллионов талеров. Считалось, что курфюрст нашел рецепт философского камня. Узнать этот рецепт стремились многие преемники. Один из них, август II, будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в споре с прусским королем Фридрихом I забрал у него алхимика Иоганна бетгера. Алхимика держали пленником, пока он не открыл нечто, что прусские князья ценили чрезвычайно высоко. Речь о фарфоре идет. В дрезденской государственной коллекции фарфора хранится королек чистого золота весом 170 г., полученный бетгером в 1713 году путем алхимических манипуляции.
Очень многие короли, императоры содержали придворных алхимиков, подталкиваемые желанием завладеть философским камнем, с помощью которого можно было стать еще могущественнее. Неудача могла обойтись алхимику очень дорого, часто неудачных экспериментаторов вешали на позолоченных виселицах, но успехи алхимиков ценились очень высоко и обеспечивали им полное покровительство, множество почестей и безбедное существование. Алхимия была настолько распространена, что английский король Генрих IV даже издал указ запрещавший превращать простые металлы в золото без его ведома. Надо полагать, король всерьёз боялся, что кто-нибудь перещеголяет его в богатстве и могуществе.
Документы того времени сохраняли множество описаний опытов, завершавшихся превращением неблагородных металлов в золото. Что скрывалось за этими демонстрациями успехов алхимии?
В Европе алхимия поддержку церкви нашла. Алхимия была даже орудием церкви, согласовываясь с ее догматами, и многие священнослужители пробовали себя на стезе поиска философского камня. Когда они выходили за рамки требований церкви, тут же становились жертвой гонений.
Алхимия на Западе находилась под покровительством астрологии и поэтому приобрела тайный характер. Политические условия средневековой Европы и соперничество многочисленных дворов создавали благодатную почву для поиска философский камня. Испания, Италия, Франция, Германия, Англия - вот колыбель западной алхимии. Это были бескорыстные поиски, предпринимаемые честными людьми, приверженцами алхимии, убежденными в возможности найти путем химических операций философский камень. Но рядом с ними действовали и шарлатаны, использовавшие алхимию для собственной корысти.
Арабские алхимики оставили заметный след в фармакологии, в частности, они ввели в обиход так называемое "Питьевое Золото", которому приписывались выдающиеся лечебные свойства, сходные с эликсиром долголетия.
Арабы отказались от мистики и таинственности и сделали очень много, чтобы превратить алхимию в настоящую науку. Среди них были видные ученые, чьи имена дошли до нашего времени: гебер, разес, авиценна.
Колыбелью алхимии считается Египет. Первые достоверные сведения об алхимии как об искусстве "Размножения" золота и серебра, содержатся в "лейденских папирусах" (II в. ), найденных в начале ХIХ века в Египте. В этой коллекции записей приводятся многочисленные рецепты изготовления искусственных драгоценных камней, получения пурпура, приготовления некоторых сплавов, описаны способы закалки металлов, методы серебрения и золочения ювелирных изделий и т. д. после того как Египет вошел в состав могучей римской империи (Греция вошла на полтора века раньше), и особенно после возвышения христианства, для ученых настали тяжелые времена. В конце 3 века нашей эры император Диоклетиан жестоко подавил восстание египтян и заодно приказал сжечь древние книги, будучи совершенно уверен, что в них есть доступные только египтянам секреты изготовления золота в неограниченном количестве, боясь, что они воспользуются ими в войне против империи. Позже император Юстиниан запретил любые химические занятия, объявив их богопротивным делом. Но постоянный спрос на золото подталкивал наиболее активных представителей металлургии к попытке превращать неблагородные металлы в благородные.
В музеях и коллекциях Европы хранятся 62 подлинных золотых монеты и медали, изготовленные алхимиками триста - четыреста лет назад.
О золоте алхимиков ходило немало легенд. В связи с историей тамплиеров об этом сообщал журнал (чудеса и приключения номер 10/1996. Лет сорок - пятьдесят назад выяснилась принципиальная возможность трансформации элементов в ядерных процессах. И это снова и снова заставляет исследователей обратиться к тем монетам и медалям, которые были отчеканены из алхимического золота и дошли до наших дней. В основном они относятся к XVI - Xvii векам - времени расцвета алхимии. А это уже не зашифрованные тексты древних рецептов, которые нельзя проверить, это вещественные доказательства их деятельности, которые можно видеть, брать в руки и исследовать в лабораторных условиях. Очевидно, что кому-то действительно удавалось добиться желаемого результата. Этим изделиям свойственны две особенности: символы, показывающие, из какого исходного элемента было получено золото, и высокая проба драгоценного металла. В статье историка М. пазина описаны основные образцы монет из алхимического золота, сохранившиеся до наших дней.
В средние века была сильна убеждённость в возможность превращения дешевых металлов в дорогие. Алхимией занимались многие, от монахов до дворян, к их деятельности благосклонно относились высокопоставленные люди и монархи, которые нередко и сами занимались подобными опытами. И как ни странно, следы их деятельности сохранились до сих пор в материальном воплощении - в монетах, отчеканенных из алхимического золота или серебра, и в медалях, посвященных этим событиям, в книгах и трактатах.
В 1692 году был опубликован каталог врача и математика из киля с. райхера "О Различных Монетах, из Химического Металла Изготовленных". В нем подробно описывались все известные в то время медали и монеты, отчеканенные из золота и серебра алхимического происхождения, в том числе и находящиеся в это время в обращении. Монеты из этого металла находились в обращении, им верили, принимали в оплату. Их наличие алхимических символов отличало. Алхимики всячески засекречивали свою деятельность, шифровали свои записи, а определенные составляющие рецептов обозначали символами. Такие символы находились и на монетах и обозначали, из какого металла было получено золото или серебро для этих монет.
Символы серы и ртути обозначены на монетах города эрфрут. Это серебряные талер 1617 года и золотой дукат 1617 года. Символ ртути имеется на талере 1630 года курфюрства Майнц архиепископа Ансельма Казимира (1629-1647 гг. . несколько вещественных памятников алхимии оставил после себя шведский король Густав - Адольф (1594-1632 гг. . сто фунтов золота, полученного из олова, ему преподнес некий купец из Любека. Из него чеканились дукаты. Король щедро отблагодарил купца, поскольку после его смерти у него дома нашли 1, 7 миллиона крон. Король и сам занимался алхимией вместе со своим монетным мастером вейнсмантелем. В память об этой деятельности 1631 и 1632 годах были отчеканены серебряные медали со знаком ртути. В обращение были выпущены серебряные двухталеровые монеты 1632 года, золотые дукаты 1634 года и двухдукатовые монеты 1632 года с символами серы и ртути. Очевидно, купец передал им свой секрет, и король сам превращал серу и ртуть в золото и серебро, а затем чеканил из него монеты.
Еще один шведский король Карл XII (1697-1718 гг. правления) оставил зримый след в алхимии. Во время войны с Польшей в 1705 году под Варшавой им был пленен бывший подданный генерал Отто Арнольд фон пайкуль. Генерал командовал войсками польского короля августа II саксонского, воевавшего на стороне Петра I со Швецией. Королевским судом Швеции генерал был приговорен к смерти. Пайкуль попросил о помиловании, а взамен пообещал раскрыть королю карлу секрет изготовления золота в больших количествах, чуть ли не на миллион талеров. Пленнику была предоставлена возможность сделать это. В присутствии генерального оружейного мастера Гамильтона и адвоката фегмана он из олова получил золото. Из него было отчеканено 147 дукатов с надписью: "Это Золото Химическим Искусством Выплавил в Стокгольме в 1706 г. О. А. Пайкуль". Тем не менее, после раскрытия секрета генерал был казнен. В наше время изготовленные с помощью алхимии дукаты проверили и действительно чистое золото - 97-я проба.
Несколько сотен дукатов смог отчеканить из полученного золота посредством превращения олова ландграф Эрнст Людвиг Гессен - дармштадтский (1667-1739 гг. . при благосклонном отношении и всяческом участии властей предержащих в средневековье, помимо уже упомянутых, блистала своими достижениями целая плеяда алхимиков. Один из них, Иоанн Конрад фон рихтгаузен, объявился в вене у императора Фердинанда III. В 1648 году в Праге в присутствии императора и монетного мастера графа рутца он превратил из ртути 3 либры золота (либра - 327 г. ) с помощью "Философского Камня". Камень он взял у своего умершего приятеля Ла бусарди в доме графа мансфельда.
Когда в 1648 году австрийский император Фердинанд III с помощью порошка алхимика рихтгаузена самолично получил из ртути золото, из этого металла он приказал отчеканить медаль весом в 300 дукатов (более килограмма золота) на которой было выгравировано изображение Меркурия в качестве символа совершившегося превращения. Эта медаль еще в конце Xviii века хранилась в венском казначействе.
Благодарный император присваивает рихтгаузену титул фон хаоса и дарит ему поместье заксенганг на Дунае. Позже император Леопольд I в 1658 году делает его своим наместником в банской штявнице и кремнице в Словакии. Алхимик Иоганн Конрад фон рихтгаузен фон хаос умер в 1663 году в славе и почете.
Помимо императора, этот алхимик работал и с другими людьми и передал немного "Философского Камня" и Майнцу Иоганну Филиппу. Сам курфюрст полученное от фон хаоса средство в виде шарика поместил в пламени свечи так, чтобы воск стекал в тигель, туда добавил 4 унции ртути, поставил тигель на полчаса на угли, что привело к превращению ртути в золото. Полученное золото было таким высокопробным, что его пришлось легировать серебром. В 1658 году из него чеканились майнцские дукаты, часть золота досталась Георгу V Гессен дармштадтскому, часть - профессору йенского университета веделю.
Безотказно покровительствовал алхимикам император священной римском империи Леопольд I (1640-1705 гг. . в его лабораториях алхимики проделывали головокружительные эксперименты, восхищавшие Европу. Одним знаменитым деятелем на ниве алхимии был Венцель зайлер. Двадцативосьмилетний монах, августинец из Чехии, при трансмутации пользовался каким-то порошком пурпурного цвета, который якобы нашел в каком-то костеле в Праге. По другим данным, во сне он увидел место, где.
Якобы закопал свой "Камень Мудрости" сам парацельс. В присутствии императора Леопольда I он превращал цинк в золото, из которого чеканились дукаты в 1675 году. На них было засвидетельствовано: "Силой Порошка Венцеля Зайлера я из Цинка Стал Золотым". В благодарность за это монарх возвел монаха в дворянское достоинство, и тот стал вейнцелем фон райбурном. Зейлер получил звание "Королевского Придворного Химикуса", а в 1676 году был произведен в рыцари. Венцом карьеры бывшего монаха стало назначение его на пост обермейстера монетного двора богемии. В 1677 году опять же в присутствии императора Леопольда I при помощи жидкой тинктуры он сделал серебряную медаль на половину золотой. Медаль сохранилась и находится в художественно - историческом музее вены, ее вес 7, 2 килограмма. Маленькие сколы на медальоне это результат взятия пробы, осуществленный вероятно, еще в 1677 году. Более детальный анализ был сделан в 1930 году микроаналитической лабораторией венского технологического института. Согласно этому анализу, часть медаль состоит из сплава золота, серебра и меди, содержащей приблизительно 43, 18% серебра и 56, 82% золота. На медальоне изображено всё генеалогическое дерево. В центре можно увидеть бюст императора Леопольда I, окруженный тремя концентрическими кругами их предков, начиная с короля франков, и заканчивая его отцом, Фердинандом III (1637-1657 гг..
Барон пфеннигер, оберегермейстер курфюрста пфальцекого в присутствии короля карла IV превращал свинец в золото с помощью тинктуры, полученной им у умершего в 1655 году человека. Этому событию была посвящена медаль с соответствующей надписью.
Доктор и. бехер (1652-1682 гг. ) также занимался алхимией, и в 1675 году была отчеканена медаль с надписью: "В Месяц Июль 1675-го я, Доктор И. И. Бехер, Получил эту Унцию Чистейшего Серебра с Помощью Искусства Алхимии".
В 1705 году алхимик пейкюль в присутствии ученого - химика гирна и многих свидетелей тоже совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о случившемся из полученного золота была выбита специальная медаль. Этот список можно было бы продолжить, исторических свидетельств о трансмутациях дешёвых металлов в благородны.