Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Жигулевские горы и подземные жители.

10.03.2016 в 22:32

Красивейшее место в среднем течении волги еще сотни лет назад получило название "Самарская Лука" - от слова "излучина". Больше всего известна северная возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется жигулевскими горами. По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны, самарская лука внесена в каталоги юнеско как природно - исторический памятник мирового значения
Жигулевские горы и подземные жители.. Однако волжская излучина внесена еще в один, не менее известный перечень, составленный организациями, исследующими аномальные явления. Так, по их мнению, необычные и во многом таинственные процессы проявляются в жигулевских горах в десятки раз чаще, чем в других районах планеты.

Столбы света.

Впрочем, если ученые еще только-только начинают обобщать материалы о жигулевских аномальных явлениях, то для старожилов этого волжского края всякая там чертовщина уже давно не вызывает удивления. Во всяком случае, чудесами такого рода изобилуют местные байки и былины, которые самарские исследователи родного языка начали записывать в XIX веке. Ори этом фольклористы еще тогда отмечали, что некоторые из жигулевских легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, но все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве России.

На самарской луке и в жигулевских горах по сей день стоят деревеньки, чья история насчитывает немало сотен лет. Это, например, ширяево, подгоры, валы, аскулы, торновое, шелехметь и многие другие. Сведения о самых первых жителях теряются где-то в глубине веков, и потому даже известный путешественник паллас, побывавший в здешних краях в 1768 году, называл эти села старинными. Неудивительно, что за сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне довольно часто сталкивались с чем-то таинственным и необъяснимым, и это оставалось в памяти народа в виде легенд и былин.

Одну из таких историй в период между 1870 и 1875 годами собиратель самарского, фольклора садовников услышал в селе ширяево - в том самом, в котором примерно в это же время Илья Репин писал "Бурлаков на Волге". Вот что рассказывали местные жители.

Поехал ширяевский мужик Иван муханов после Ильина дня в лес за дровами да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, нагрузил дров знатно - лошаденка еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога - то знакомая. Мурлычет под нос песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Иван думает: "До Дома еще Верст Семь, не Больше, к Полуночи Доберусь, а воз Разгружу Завтра".

Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела. "Неужто волки? - вздрогнул Иван. - да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой - то так близко к человеческому жилью не выходят". Подумалось ему и о медведе. Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уже осталось.

А свет над горой все разгорается, и словно бы уже столбом стоит. Вот он оказался уже и позади. Холодок по спине Ивашки побежал - не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава богу, лошадь под Горку мигом домчала. Сколько раз крестился, Иван не помнит, но последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, и свет из двери ее подземной горницы всю ночь над лесом столбом стоит.

Из архива "Авесты".

Этой байке соответствуют сообщения, в разные годы собранные самарскими и тольяттинскими независимыми исследователями о так называемых столбах жесткого света. Их описывают как странные неподвижные лучи, по форме напоминающие светящиеся колонны или цилиндры, словно парящие на высоте нескольких десятков метров над лесом или дорогой. Вот несколько записей:

Май 1932 года. Раннее утро воскресного дня. В предрассветной полутьме наблюдатель (его имени и фамилии не сохранилось), находящийся на поляне имени Фрунзе в Самаре, увидел странный луч твердого света, возникший за волгой, над жигулевскими горами. Луч не имел видимого источника. Некоторое время он висел над горами и над волгой, затем резко опустился вниз, на воду, вызвав хорошо видимые волны. После контакта с водой явление исчезло.

Август 1978 года. Летний пионерлагерь "Солнечный" в районе села Гаврилова поляна у подножия Жигулей. Около 23 часов в небе возник вертикальный столб света, который видели около 200 человек. Несколько минут он неподвижно висел над горами, потом стал опускаться вниз. Дальнейшие свидетельства противоречивы: подавляющее большинство очевидцев просто потеряло объект из вида, но несколько человек уверяли, что из него в разные стороны (в том числе и в направлении лагеря) ударили яркие лучи. После этого столб из поля зрения исчез.

Конец августа 1988 года. Несколько наблюдателей ночью, около 23. 30, увидели над волгой и далекими Жигулями световые пятна зеленого цвета. Они возникали в воздухе и быстро исчезали. Пятна вид эллипсов и вертикальных полос имели.

Эти и другие факты собрали специалисты неправительственной научно-исследовательской организации "Авеста". Так еще в 1983 году назвали свою группу молодые ученые - энтузиасты, решившие изучать вековые загадки самарского края. И хотя сейчас большинству "Авестовцев" уже под 50 и многие из них занимают солидные должности, все равно эти люди остаются такими же фанатичными исследователями жигулевских аномалий.

Вот уже четверть века они занимаются изучением неофициальной истории волжского края, скрытой в преданиях, легендах и мифах. По их мнению, народные байки интересны уже тем, что далеко не всегда бывают угодны властям, и потому столетиями сохраняют те факты и наблюдения, которые не вписываются в официальную точку зрения и не могут быть объяснены с позиций господствующей религии и науки.

К нынешнему времени в архивах "Авесты" скопилось немало описаний жигулевских столбов света. Кстати, однажды такое явление своими глазами увидел и Олег ратник, вице-президент "Авесты", преподаватель самарского международного авиакосмического лицея. По его словам, произошло это в августе 1998-го неподалеку от села ширяево. Вот как Олег Владимирович прокомментировал увиденное:

- с точки зрения строгой науки пресловутые столбы света - вовсе никакая не мистика, а вполне реальное явление, имеющее естественную основу. Мы, в частности, считаем, что вертикальное свечение над горами может появиться при ионизации воздуха, которая всегда возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения. Источником такого излучения могут быть подземные месторождения урана и радия. Ведь еще в 1980-х годах геологи установили, что в районе самарской луки эти породы залегают на глубинах всего лишь 400-600 метров от поверхности земли, и потому вполне возможно, что природная радиация периодически прорывается наружу через своеобразные окна в толще жигулевских гор. Вот тогда-то над лесом и появляются столбы ионизированного светящегося воздуха. Но как именно образуются эти окна, современная наука определенно сказать не может.

Чудь подземная.

О загадочных обитателях жигулевских подземелий и необычных видениях говорится почти во всех местных легендах и преданиях. Наиболее известный - так называемый мираж мирного города, который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам олеарий, посетивший Поволжье в Xvii веке. Другие названия того же явления - крепость пяти лун, белая церковь, фата-моргана и прочие.

Этот мираж чаще всего наблюдается близ молодецкого и усинского курганов, а также в районе озер, что раскинулись между селами мордово и брусяны. На рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту - другую исчезнуть снова. Те, кто видели этот мираж, рассказывают о сказочном замке с белой крепостной стеной и с башенками, на которых развеваются белые флаги.

Об этом мираже есть упоминание и в сборнике "Жемчужины Жигулей", вышедшем в свет еще в 1974 году. Здесь о нем говорится так: "и когда встает на Востоке над волгой солнце, становятся видны над рекой дворцы и стены мирного города. Стоит он по-старому и ждет, когда его богатства людям понадобятся".

Впрочем, иногда на волжской излучине можно увидеть и другие явления, которые во многом сходны с мирным городом. Среди них - мираж под названием "Храм Зеленой Луны" в виде удивительной переливающейся башни. Его не раз наблюдали неподалеку от поселков зольное и солнечная поляна, а также в районе Стрельной горы.

Еще стоит упомянуть о мираже под названием водопад слез. Народная молва связывает его с известным родником каменная чаша, а также с исчезающим озером, что находится в урочище елгуши. По преданию, все эти водные источники образовались из слез хозяйки жигулевских гор, которая по сей день оплакивает своего возлюбленного. Тот, кто увидит водопад слез, может найти тайную дверь в подземные палаты хозяйки. Однако входить туда не рекомендуется, так как путник рискует навсегда остаться в недрах гор в качестве вечного жениха подземной властительницы.

Геологические данные говорят о том, что в ряде точек жигулевских гор в далекой древности в самом деле могли существовать водопады. В связи с этим исследователи относят описываемые явления к группе так называемых хрономиражей. Предполагается, что они являются отражениями реальностей далекого прошлого, проецируемых в современность.

В архиве "Авесты" есть несколько описаний таких хрономиражей. Их видели сами члены исследовательской группы. Вот запись наблюдений от 3 ноября 1991 г., сделанная президентом "Авесты" Игорем Павловичем.

"Около 21 часа 15 минут над волгой в районе красной Глинки по местному времени в грозовых тучах вдруг появилось аккуратное квадратное отверстие. По его периметру словно бы бежал красный луч, который развернулся веером, вспыхнул - и погас. Сразу вслед за этим в небесном окне появилось видение: берег морского залива, ограниченный грядой невысоких холмов, поросших лесом. От холмов к воде сбегала цепочка песчаных дюн. В том далеком мире был яркий солнечный день, по небу лениво ползли маленькие белые облака. Вдруг над потусторонними холмами появилось множество черных точек. Они словно двинулись из глубины изображения в сторону наблюдателя. Вслед за этим окружающие окно тучи пришли в движение, начали сходиться и в одну секунду закрыли квадратное отверстие в небе".

Другая группа жигулевских мифов подземного мира волжских гор касается. Для ученых он по сей день терра инкогнита остается. В частности, очень интересны былины о призрачных человечках, неожиданно появляющихся из-под земли и так же внезапно исчезающих. Эти белые карлики "Прозрачны, так что Сквозь них Видны Деревья".

В легенде о бессмертном Иване горном (чей образ переплетается с образом Степана Разина), записанной в середине XIX в. уже упоминавшимся собирателем фольклора Садовниковым, эти существа зовутся чудью подземной. Местные жители описывают их так: "Человечек Маленького Роста, с Костлявым Телом, с Кожей, Покрытой Чешуей, с Огромными Глазами, Мертвящим Взглядом и Таинственным Свойством к Перемещению Сознания из Тела в Тело". Видимо, последнее означало наличие у подземных жителей телепатических способностей.

Огненные шары.

Еще местные предания гласят, что не только в нынешние, но и в прежние времена люди не раз видели над самарской Лукой некие летающие огненные шары и другие непонятные объекты, природа которых остается неясной. Весьма привлекательным для аномальщиков по сей день остается урочище гремячее - горный массив в сызранском районе близ села того же названия.

Здесь, на самой окраине жигулевской дислокации, находится исток реки усы. Горы тут по высоте уступают только самым высоким вершинам Жигулей, а на их склонах между причудливыми скалами - останцами еще в незапамятные времена образовалось немало пещер, карстовых воронок и провалов, из которых бьют родники. Вот с этими - то местами и связано множество легенд.

Согласно местным преданиям, в пещерах вот уже много тысяч лет живет карликовый народ, который здешние чуваши называют "Уйбеде - тю - але". Это словосочетание можно перевести как "Человек - Мохнатая Обезьяна", а также как "человек - филин". Даже в наши дни эти странные существа, хоть и редко, но встречаются людям. Представьте - себе карлика ростом не выше пупка человека, с огромными глазами и с лицом, покрытым не то шерстью, не то перьями. Понятно, что одни из числа встретивших такого ужастика называли его обезьяной, другие - филином.

Другое не менее загадочное явление так выглядит.

Над урочищем гремячее, сказывают, иногда летают странные огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком. Говорят, что те из сельчан, которые прожили здесь два - три десятка лет, хотя бы раз в жизни видели эти объекты. По-чувашски их именуют "Патавка - Бусь", что как раз и означает "огненный шар".

Как рассказывал собирателям фольклора один из очевидцев этого явления, патавка - бусь обычно летает медленно и недалеко от поверхности земли. Но самая невероятная часть легенды гласит, что эти огненные шары могут. Превращаться в человека! Якобы сельчанам известны конкретные случаи, когда такие пришельцы приходили в деревню и сожительствовали с местными женщинами. А дети, родившиеся от этого странного брака, либо умирали, либо превращались в легендарных подземных человечков уйбеде - тюапе.

Следы исчезнувшего народа.

О том, что пещерные люди представляют собой осколки некоей древней цивилизации, говорит известный астролог Павел Глоба. В одной из своих работ он пишет: "между волгой и уральскими горами родился и жил Заратустра - мудрейший философ и реформатор древности. С его именем связывают древнейшую земную цивилизацию, ныне забытую. Однако о ней по сей день помнят древние пещерные монахи, иногда выходящие к людям из своих подземелий".

С глобой согласна и известная исследовательница зороастризма мэри бойс. Эту религию много тысяч лет назад основал Заратустра, или зороастр, один из величайших философов, который изложил свое учение в книге "Авеста" и ввел культ поклонения огню. Доказано, что много веков назад именно самарская лука и жигулевские горы были мировым центром зороастризма.

Другое подтверждение невероятной древности этой таинственной волжской цивилизации можно найти в трудах казахского исследователя центральной Азии чокана валиханова. Ссылаясь на восточную летопись "Джамиат - Таварих", он еще в XIX веке написал следующее: "сам, сын праведного библейского ноя и легендарный родоначальник арабов, на берегах волги смерть свою нашел. Имя его было увековечено в основе названия реки Самара. Здесь же он и захоронен".

Из большинства древних преданий следует, что полуостров самарской луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом великой расы огнепоклонников, в те времена жившей на русской равнине. Теснимые со всех сторон кочевниками, эти люди добрались до жигулевского горного массива, где наконец - то смогли надежно укрыться от преследований врагов в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Именно от этой великой древней расы на самарской луке впоследствии и возник подземный народ.

Приведенные выше мифы и легенды во многом подтверждаются археологическими изысканиями, которые, в частности, позволили обнаружить в бескрайних степях так называемый заволжский исторический вал. Он собой огромную земляную насыпь представляет. Вдоль ее подножия тянется хорошо заметный ров. Сейчас насыпь имеет около 5 метров в высоту и 7-10 м в ширину, а глубина рва колеблется от одного до 3 м, хотя в далеком прошлом эти цифры, конечно, были гораздо больше.

В целом же масштабы заволжского исторического вала не могут не поражать: он с перерывами тянется через саратовскую и самарскую области, через Татарстан и Башкирию, а затем теряется где-то в предгорьях среднего Урала. Общая длина этого гигантского сооружения составляет как минимум 2 000 км. Предполагается, что вал был возведен во II тысячелетии до нашей эры некоей могущественной расой.