Загадочные ацангуары. Ezomir.
Ацангуары ( "Ограды Карликов") - древние сооружения из небольших необработанных камней в виде оград, часто асимметричной сложной формы, иногда с перегородками, часто с примыкающей к ограде большой скалой. Распространены в альпийской зоне западного Кавказа от бассейна реки Туапсе на севере (отдельные сооружения) до Абхазии включительно, причем преимущественно на морской стороне гор.
Ацангуары часто использовались впоследствии в качестве загонов для скота, основы для кошей, ремонтировались и достраивались. Поэтому идентификация ацангуара, как древнего сооружения крайне затруднена. Порой ацангуары к мегалитическим сооружениям относят.
По абхазской легенде, постройки эти принадлежали мифическому племени ацанов, населявшему ранее эти земли. Ацаны - мифические карликовые существа, согласно легенде, населявшие в древние времена горную Абхазию. По преданиям, они были столь малы ростом, что не были видны в высокой траве, взбирались на папоротники, как на деревья, и рубили их листья, как сучья. Ацаны обладали большой физической силой, были скотоводами и охотниками. Жили они во времена, когда на земле стояло вечное тёплое лето (прим. Автора: действительно, трудно себе представить, зачем строить постоянные жилища на такой высоте в местности, где всего на 2-3 месяца в году уходит снег, да и в эти месяцы вечерами и ночами там холодно), не было ни смерти, ни рождения, ни голода, ни холода, ни болезней. Для жилья и размещения своих многочисленных стад они строили в горах эти каменные сооружения.
Этнограф Ц. Н. бжания предполагал, что эти постройки возводились абхазским населением горных ущелий в раннем средневековье. В работах профессора Ш. Д. Инал-ипа эти постройки также связываются с деятельностью древних пастухов, однако он относит начальный этап их строительства к более глубокой древности и предполагает, что в то время, вполне вероятно, Абхазию населяли и какие-то низкорослые племена, наподобие пигмеев в Африке.
Свои выводы все перечисленные исследователи строили исходя из поверхностного осмотра отдельных памятников. Первые же археологические раскопки, начатые Ю. Н. Вороновым в 1970 году, показали, что ни бытующие в народе легенды, ни приведенные высказывания ученых не раскрывают по-настоящему значения этих построек. Ежегодно осуществляемые исследования позволили выявить и обмерить на обширной территории в несколько тысяч квадратных километров около 500 таких "Оград Карликов".
Основные группы ацангуар расположены по верховьям рек и у перевальных путей. Непременным условием их появления была близость воды и леса, а также необходимых строительных материалов. Наиболее значительные комплексы построек обычно возводились вдоль края естественных скоплений и нагромождений крупных и мелких обломков скал, скапливающихся вдоль хребтов под крутыми склонами и обрывами. Основой каждого такого комплекса является жилое каменное сооружение - "дом Пастуха", представлявшее собой прямоугольное помещение с полезной площадью от 8 до 20 - 25 квадратных метров со стенами толщиной до 1, 5 - 2 метров и высотой до 1, 5 метров, с узким входом, перекрытое в древности двускатной или односкатной кровлей. "Дом Пастуха" может стоять одиноко, но его чаще окружают различные служебные постройки и загоны, занимающие иногда значительную площадь - до 1500 - 2000 квадратных метров. В отдельных случаях ацангуары образуют целый поселок - "Город Карликов", как его называют в народе.
При постройках жилых помещений применялась кладка насухо - крупные обломки шли в облицовку, более мелкие образовывали толщу стены. Внутри жилища стены обычно строго вертикальны, снаружи они для устойчивости довольно резко расширяются к цоколю. Отборным камнем выкладывались входы в жилища. Фундаменты в ацангуарах отсутствуют, кладка стен начиналась прямо от земли.
Стены хозяйственных пристроек, предназначавшихся для хранения продуктов и инвентаря и для содержания молодняка, сооружались обычно менее тщательно из мелких обломков, в то время как ограды для скота представляли собой ряды больших обломков, достигавших иногда 1, 5 - 2-метровой высоты, что придает этим постройкам очень архаичный, суровый, действительно легендарный облик.
Раскопки в ацангуарах выявили, что толщина культурных отложений внутри жилых помещений не превышает 15 - 20 сантиметров. По многочисленным керамическим фрагментам можно судить об ассортименте посуды, которой пользовались древние пастухи. Это пифосы (крупные хозяйственные сосуды), одноручные кувшины, миски, кухонные горшки различных размеров. Особенное распространение в горной зоне имела так называемая "Скотоводческая" посуда, которая изготовлялась из глины с примесями (толченый известняк, раковины, мелко нарезанная солома и т. д. ), выгоравшими при обжиге. При этом стенки сосудов становились пористыми, что вызывало повышенную испаряемость их содержимого и тем самым способствовало длительному хранению молочных продуктов. Все перечисленные формы изделий были широко распространены на территории Абхазии в раннем средневековье (VI - Х вв. На ту же общую дату указывают и найденные в ацангуарах железные ножи, наконечники стрел, кресала для высекания огня, гвозди и другие Находки, а по выявленным здесь костям удалось восстановить состав стад, которые перегонялись в ту пору летом из долин в горы, - это коровы, козы, бараны, лошади, то есть все то, что и сейчас образует культурную фауну абхазских высокогорий.