Загадка дзёмон. Кем были предки японцев.
Археологи из Новосибирска исследуют происхождение древней культуры японского архипелага - дзёмон, существовавшей в каменном веке на протяжении почти двенадцати тысяч лет. Одна из главных загадок той эпохи - высокий технологический и культурный уровень, достигнутый без опоры на земледелие и скотоводство. Выдвинута гипотеза, что дзёмон представляет собой альтернативный цивилизационный путь.
В Японию приходит каменный век.
Культура японии вызывает острый интерес у западного мира. Трепетное отношение японцев к природе, архитектура, идеально вписанная в ландшафт, экологичные материалы и способы хозяйствования, философское восприятие происходящего находят живой отклик в сердцах людей с прямо противоположными ценностями. Как в стране восходящего солнца пришли к этому, где истоки столь удивительного жизненного уклада и образа мыслей? На эти вопросы и пытается ответить археология.
Ученые сходятся во мнении, что заселение японского архипелага началось в конце каменного века, примерно сорок тысяч лет назад (период позднего палеолита. На остров Хонсю люди прибыли, скорее всего, с корейского полуострова - об этом говорят сходство каменных орудий и радиоуглеродные датировки.
"Это было относительно холодное время, уровень океана был значительно ниже, чем сейчас, остров Хоккайдо составлял единое целое с Сахалином и частью нижнего амура, а Хонсю, Сикоку и Кюсю представляли собой один остров - палео - Хонсю. Тем не менее даже при самом низком уровне океана палео - Хонсю всегда был отделен от корейского полуострова проливом, что предполагает первоначальное заселение архипелага с использованием водного транспорта. На это указывают каменные орудия для обработки дерева, которые находят в большом количестве на наиболее ранних стоянках в Японии", - объясняет Андрей табарев, доктор исторических наук, заведующий сектором зарубежной археологии института археологии и этнографии со ран.
Первые мигранты были опытными охотниками, собирателями и рыболовами. Они очень быстро освоили весь архипелаг, чему способствовали богатство животного и растительного мира, обилие источников кремнистых сланцев, яшмоидов, вулканического стекла (обсидиана) - стратегически важного сырья для людей каменного века.
Культурная революция дзёмонцев.
Спустя два десятка тысячелетий, примерно 14 тысяч лет назад, потомки тех первых переселенцев совершили исключительно важный технологический прорыв - перешли к изготовлению посуды из обожженной глины, первого искусственного материала, который и знаменует начало эпохи дзёмон.
"Эта эпоха подразделяется на несколько периодов - изначальный, начальный, ранний, средний и поздний (финальный. Около восьми тысяч лет назад ведущим орнаментальным элементом на сосудах становятся отпечатки плетеного шнура. Шнур по-японски - "Дзёмон". Уже на самом раннем этапе осуществляется постепенный переход к полу -, а затем и к оседлому образу жизни, появляются различные типы жилищ - наземных и полуземлянок - и хозяйственных построек, начинается сооружение ритуальных комплексов из камня, многие из которых сохранились до наших дней. Особенно много таких комплексов археологи изучили на территории острова Хоккайдо и на северо-востоке Хонсю - более трехсот! " - продолжает табарев.
Самые древние комплексы - ряды камней - возникают восемь тысяч лет назад, затем появляются концентрические площадки, выложенные валунами вокруг центрального камня. Например, памятник акю в префектуре Нагано занимает 55 тысяч квадратных метров и содержит более ста тысяч камней, в том числе плиты из вулканических пород, песчаника, каменные столбы, ведущие по направлению к соседней горе татэсина.
Примерно пять тысяч лет назад дзёмонцы активно строят каменные комплексы внутри поселений. В частности, памятник госёно в префектуре иватэ - это три большие деревни из семи сотен жилищ. Там есть два круга, выложенных камнями.
Согласно общепринятой концепции, мегалиты, которые нередко дополнялись деревянными постройками, служили для религиозных нужд. Археологи находят в них осколки керамической посуды, фигурки людей и животных, похожие на игрушки предметы, памятные символы (например, на памятнике юбунэдзава - II в префектуре иватэ обнаружили табличку с отпечатками детской ноги), каменные орудия, грунтовые могилы, накрытые каменными плитами, и урны с останками детей и взрослых. Яркие культурные маркеры дзёмона - каменные жезлы сэкибо и глиняные фигурки догу, символизирующие соответственно мужское и женское начало.
Ученые полагают, что некоторые из этих ритуальных комплексов из камня (или их части) и деревянных сооружений использовались в астрономических целях. Самый известный - памятник саннай маруяма на месте большого поселения, основанного пять тысяч лет назад. Там располагалась трехъярусная конструкция на шести деревянных сваях высотой примерно двадцать метров.
Как провожали в иные миры.
"У Дзёмонцев Были Сложные и Разнообразные Погребальные Ритуалы, что Отражает как Локальные Особенности Групп, Проживавших в Разных Ландшафтных Зонах, так и Явное Социальное Расслоение Дзёмонского Общества - Наличие Племенной Элиты, Служителей Культа, Воинов, Торговцев, Особо Искусных Мастеров, Охотников, Строителей и так Далее", - поясняет Андрей табарев.
Проблема в том, что почвы японского архипелага очень кислые, и это самым губительным образом сказывается на сохранности органики - антропологическом материале, изделиях из дерева, кости, рога. В такой ситуации особую важность приобретают необычные памятники, в первую очередь раковинные кучи.
"Специалисты уже давно опровергли представление о том, что раковинные кучи - это только скопление хозяйственных и промысловых отходов, помойка. В эпоху дзёмон, особенно в средний и поздний периоды, раковинные кучи служили могильниками. Есть интересные наблюдения, позволяющие предполагать, что они имели определенную форму, отличались геометрическими параметрами и, соответственно, тоже могут рассматриваться в качестве монументальных сооружений", - отмечает ученый.
Из-за деградации органики в почвах до сих пор не исследована днк дзёмонцев.
"Только недавно ситуация начала меняться - японские коллеги обнаружили на памятнике ияй в префектуре гумма порядка тридцати погребений с хорошей сохранностью. Сейчас материал обрабатывается, будут генетические анализы, есть перспектива получения как митохондриальной, так и ядерной днк", - говорит табарев.
Погребения на памятнике ияй, возраст которого около 11 тысяч лет, относятся к наиболее раннему, изначальному периоду дзёмона и иллюстрируют интересный и пока не понятный археологам ритуал - разрубание тел покойных в районе таза и последующая укладка скелетов в анатомическом порядке. Это очень наглядный пример традиции манипуляций с частями тела или скелетов, распространенной в древних культурах тихоокеанского бассейна - от японского архипелага до Индонезии и от Океании до побережья южной Америки.
Особый путь.
Ученые из Новосибирска при содействии коллег из Японии изучают культуру дзёмон более десяти лет. Их цель - понять, как сложилось это разнообразие культур каменного века тихоокеанского бассейна, как они адаптировались к климату и другим природным условиям. В этом году российский научный фонд исследование специальным Грантом поддержал.
"Долгое время в качестве основной модели возникновения ранних цивилизаций считался переход от охотничье - собирательского образа жизни к земледелию и скотоводству около десяти тысяч лет назад на примере культур передней Азии, в так называемом плодородном полумесяце. Однако археологические открытия последних лет - мегалитический комплекс гёбёкли - тепе возрастом более 11 тысяч лет в турецком Курдистане или культовый комплекс караль, появившийся около пяти тысяч лет назад на побережье перу, свидетельствуют о том, что таких моделей было гораздо больше. Одной из них может считаться и дзёмон", - полагает Андрей табарев.
Современная Япония - дитя двух цивилизационных моделей: восточной и западной. Страна в считанные десятилетия превратилась в лидера индустриального мира, сохранив между тем самобытные основы древней культуры.
"Японцы Очень Бережно и Трогательно Относятся к Культурному Наследию, в Котором Эпоха Дзёмон Играет Особую Роль - там Истоки их Трудолюбия, Особой Связи с Природой, Умения Жить в Исключительной Гармонии", - заключает археолог.