Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Волхвы в древней Руси это. Волхвы древней Руси.

25.08.2016 в 11:36

Волхвы в древней Руси это. Волхвы древней Руси.


Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями и старейшинами племён, сведений о них сохранилось довольно мало. Большинство из этих сведений содержатся в христианских поучениях против язычества и осуждениях язычества, а также исторических фактах о бунтах язычников против новой религии.
Волхвы в древней Руси это. Волхвы древней Руси.Многие же славные волхвы, жрецы и служители языческих культов "Канули в Лету" и информации о них не сохранилось совершенно никакой. Однако и те скудные сведения, что достались нам, минуя цензуру христианства, могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом. Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как "Вълхва" или "волхва".
Волхвы главными служителями языческой веры являются. Волхвы издревле были не только главными служителями, которые проводят обряды и праздники, которые наставляют людей, помогают им понять богов и свою жизнь, но и колдунами, потворниками, занимающимися волшбой, травничеством, целительством, гаданиями, предсказаниями и так далее. Издревле к волхвам было особенное внимание. Стоит отметить, что волхвы были настолько почитаемы, что люди считали их мнение гораздо выше, чем даже княжеское. За предсказаниями и советом к ним обращались даже представители знати и власти. Пожалуй, именно этот фактор и погубил в своё время язычество, так как князь Владимир хотел единоличной власти, желал быть единым правителем, выше и важнее которого никто быть не может. В результате Владимир выбрал ту религию, которая предложила ему эту власть, а волхвы оказались вне закона, были признаны потворниками сатанинских сил. Их преследовали, сажали в темницы, зверски мучили и убивали.
Волхвы и жрецы - это категория людей, социальный статус которых определить очень сложно. Волхвами могли быть обычные люди, колдуны, старейшины, затворники, что жили в полном одиночестве в лесах и так далее. Волхвы и среди царских кровей были. К примеру, Всеслав полоцкий, он же волх всеславьевич (Всеслав Брячиславич, Всеслав вещий, Всеслав чародей, вольга всеславьевич, 1029-1101), который был сыном Брячислава, считался рождённым от волхования и носил на себе некую "Сорочку", в которой родился, что расценивают как родимое пятно, как часть плаценты оставшейся после рождения или как атавизм в виде лишней кожи. В "Слово о Полку Игореве" сказано о том, что Всеслав обладал даром оборотничества, гадания и наваждения. В былине повествуется, что волх всеславьевич с детства обучался трём премудростям: оборачивался ясным соколом, серым волком, гнедым туром. Здесь же говорится, что отец отдал своего сына на учение волхвам, где тот и приобрёл свои умения оборотничества. В лице волха всеславьевича соединились функции и волхва и князя. Это вовсе не удивительно, так как многие источники утверждают, что на роль главного волхва в различных поселениях древней Руси нередко вступали старейшины.
Во времена Всеслава полоцкого движение волхвов с войсками славян - язычников были повсеместным явлением. Ряд выступлений, которые были подавлены действующей властью, прокатились в Киеве, в Новгороде, около Ярославля и белоозера. Деятельность волхвов, которая считалась противозаконной, жестоко подавлялась. К этому времени христианские деятели уже успели утвердить в умах многих людей, что славянские волхвы, которые испокон веков были почитаемы на Руси - это злые колдуны, еретики, отступники, страшные преступники и чернокнижники, которые связались с демоническими силами и желают людям только зла.
Одним из самых известных эпизодов с участием волхва, является случай в Новгороде " вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава мудрого. Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти - мало не вьсего града. И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа. И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва. Это событие довольно известно и подробно описано. Волхв, который был ярым противником новой религии, организовал мятеж в городе Новгород. При этом конфликтующие стороны разделились на две стороны. За князя глеба выступила его дружина и христианские служители. Все люди, живущие на тот момент в Новгороде и, вероятно, его окрестностях, пошли за волхвом! Такой раздел сил говорит о многом, в частности о самодурстве власти, которая абсолютно не считалась со своим народом, который не хотел принимать христианство и, даже спустя столько лет, без всякого сомнения перешёл на сторону волхва. Однако всё решил хитроумный и подлый план князя Глеба, который подошёл к волхву со спрятанным за спиной топором, неожиданно для того вытащил оружие и зарубил оппонента. Лишённым главного волхва людям, пришлось разойтись.
Имя волхва, который пал от руки князя, к сожалению, не дошло до наших дней, но сила его веры и сила веры тех людей говорит о многом. Данный эпизод очень известен, но, к сожалению, не по той причине, что все люди предпочли князю волхва, а по причине, которую выдвинула новая Вера, назвав поступок Глеба героическим и даже "Забавным". В радзивиловской летописи этот случай даже проиллюстрирован древнерусским художником в виде небольшой миниатюры. Судя по этой миниатюре, мы можем примерно представить себе, как выглядели волхвы того времени. На нём длинное белое одеяние до самой земли с широкими рукавами и большое количество крупных пуговиц. На оплечье волхва традиционные орнаменты есть. Также у новгородского волхва нет бороды. Конечно, эту миниатюру нельзя считать за своеобразную фотографию, но кое-какие детали художник всё же смог передать.
Волхвы были опасны для князей не только своим влиянием на людей, которые тысячелетиями считали их главными духовными наставителями, но и своим колдовством и магическими способностями. В силе магических способностей волхвов не сомневался никто - ни люди, ни княжеская власть, ни даже церковные служители. К примеру Иаков мних писал князю Владимиру такие слова "много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием. Вероятно, что тот самый Добрыня, вошедший в сказки и былины, как славный богатырь Добрыня Никитич, а на деле который по приказу Владимира крушил идолов, убивал язычников и крестил киев и Новгород, изначально был самым настоящим волхвом. Это не стопроцентное утверждение, но всё же такое предположение существует. Основано оно на том, что именно Добрыня утвердил для Новгорода культ перуна, который стал главенствующим над всеми другими богами и которого вместе называли только с Велесом. Кто ещё, как не главный волхв, может утвердить культ, ставить святилища и идолы? В былинах Добрыня обладал магическими способностями, а также показан, как гусляр - сказитель. Здесь стоит отметить, что за волхвами отмечена такая особенность, как игра на музыкальных инструментах и способность рассказывать былины и сказания. По этой причине тех же волхвов часто называли гуслярами, кощунниками, баенниками и другими именами. Но, как впоследствии мы можем увидеть, волхв (ежели он был таковым) Добрыня оказался обычным руководителем княжеской дружины, и слово князя было для него куда большим, чем слово богов.
По причине, описываемой выше, то есть по причастности волхвов к музыкальному искусству, к сказителям, многие исследователи славянского волховства, относят к настоящим волхвам всем известного древнерусского певца, которого звали Боян вещий. Приставка "Вещий", которая закрепилась за известным певцом и сказителем, так же говорит в пользу того, что он обладал особенным даром и мог быть волхвом. Певцу и сказителю Бояну приписывали и способность перевоплощения, точно так же как волху всеславьевичу. В статье, которая публиковалась ранее и была посвящена исторической фигуре, о которой здесь идёт речь, приведены доводы в пользу того, что Боян с некоторой долей вероятности, мог быть даже тем самым волхвом богомилом соловьём, речь о котором пойдёт ниже.
Может быть, именно по той причине, что музыкальные инструменты были одними из важных атрибутов волхвов и жрецов, их ритуалов и обычаев, новая религия так рьяно взялась за уничтожение музыкального искусства. В летописях говорится, что гусли, сопели и другие инструменты вывозились за город целыми возами и сжигались. Музыка, кроме церковной, стала практически вне закона.
Самым известным волхвом - жрецом, который стал культовой и почитаемой фигурой благодаря бунту, который он устроил против христианизации в великом Новгороде, является богомил или богомил соловей. Есть две версии, почему Богомила называли соловьём. По одной версии он был очень красноречив и поэтому люди наделили его эпитетом прекрасно поющей птицы. По другой версии, богомил, как и другие волхвы - песенники, умел обращаться с музыкальными инструментами и пел свои языческие повествования людям, словно соловей. Именно этот человек был во главе людей, которые восстали против Добрыни и Путяты, что по приказу Владимира приехали в Новгород из Киева свергать языческих богов, разрушать капища и святилища и насильно крестить людей. Не менее известным стал и помощник Богомила - тысяцкий (тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение "Тысячу") новгородский угоняй. Во время бунта он ездил по Новгороду и повсюду выкрикивал: "лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание! В это время люди разгромили дом Добрыни, разрушали церкви, которые уже к тому времени успели появится в разных частях Новгорода, разрушали жилища христиан. Путята, который был пособником Добрыни, вместе с воинами под покровом ночи пробрался в Новгород незамеченным и устроил жестокую сечу с жителями Новгорода и сторонниками угоняя и Богомила. Добрыня жёг дома обычных людей, чем привёл в смятение жителей и такой хитростью смог сломить сопротивление. Отсюда и пошло выражение: Путята крестил мечом, а Добрыня огнём. Волхв богомил погиб в 991 году.
Обратите внимание на приставку к имени "Соловей", объяснение которого было выше. На Руси был ещё один соловей, которого некоторые исследователи славянских былин и сказаний относят к реально существовавшим в стародавние времена волхвам или жрецам. Речь о былинном "Злодее" соловье разбойнике идёт. К примеру, М. забылин, в одной из своих публикаций "Русский Народ его Обычаи, Обряды, Предания, Суеверия и Поэзия" в 1880 году писал: "…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, христианская Вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи муромца с соловьём - разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования …". Действительно, Илья муромец, который по преданиям также служил Владимиру, боровшимся с язычеством всеми имеющимися способами, вполне мог охотиться на прятавшихся в лесах и отдалённых селениях волхвов, жрецов и приверженцев родной веры, а битва с соловьём разбойником была настолько яркой и запоминающейся, что сказание о волхве соловье и его убийце Илье муромце вошло в легенды и сказки.
В 1024 году произошло восстание волхвов в Суздале. Восстание подавил князь Ярослав, часть из них изгнал из города, остальных предал казни. Примерно в это же время загадочный волхв прорицатель появился в Киеве. Судя по летописям, он говорил людям, что через пять лет Днепр потечёт вспять, земли начнут меняться местами, греческая земля встанет на место русской, а русская на место греческой. Судьба волхва неизвестна, так как в одну из ночей он пропал без вести и после этого о нём больше никто не слышал.
В 1071 году близ Ярославля восстали два волхва со своими сторонниками числом 300 человек. Судя по летописям, произошло это в результате голода. Волхвы вместе с обычными людьми стали избивать местную богатую знать, которая спрятала запасы хлеба и другой еды, и обрекало людей на голодное существование. Тогда войско восставших пришло на белоозеро, где они столкнулись с Яном вышатичем (представитель киевской знати, тысяцкий, брат Путяты, сын вышаты, воеводы Ярослава мудрого, был близок к киево-печерскому монастырю), который от имени Святослава собирал дань с местных земель. Княжеская дружина оказалась сильнее, и волхвов захватили. Ян повелел выдирать у волхвов бороды расщепом. Во время этой экзекуции, он спросил у волхвов: "что же вам молвят боги? ", на что Волхвы Ответили:"стать нам пред Святославом! После этого их связали, привязали к мачте лодки и вложили в уста рубли. Остановив ладьи в устье шексны, Ян спросил: "что же вам теперь боги молвят? ", на что Пленники Отвечали:"так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя", на что тот ответил: "то они вам правду поведали". После этого волхвов убили и повесили на дубе.
Ещё одно очень короткое упоминание о волхве относится к 1091 году, когда волхв появился в Ростове, но вскоре после этого погиб при загадочных обстоятельствах.
В 1227 году в Новгороде появились волхвы. Прибыв в город, они занимались волшбой и волхованием. Приверженцы церкви схватили всех и привели на двор архиепископа. Здесь за них вступилась сама княжеская дружина, на время защитив от расправы. После этого их привели на двор Ярослава, где сложили костёр и сожгли всех заживо. В одной из летописей есть такая запись: "в лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 - творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе". Кто были эти 4 волхва, которых сожгли заживо на княжеском дворе, конечно же, останется для нас тайной. Однако тот факт, что волхвов сжигали публично, в центре города, на княжеском дворе, говорило о том, какое значение они имели, какой страх наводили на князей - вероотступников и как те хотели запугать народ, настроить его против волхвов если и не убеждениями, то страхом жестокой смерти. В церковном уставе Владимира было прописано наказание волхвам - сожжение. В уставе князя всеволода значилось такое же наказание.
Волхвов преследовали и уничтожали. Власть никак не хотела мириться с тем, что люди, даже спустя десятилетия и столетия после тотальной христианизации, всё ещё идут за волхвами, ставят их выше христианских священников и выше княжеской власти. Волхвы, даже зная, какие наказания их ожидают в случае поимки, продолжали свою деятельность.
Всем известна история вещего Олега и предрёкшего ему смерть волхва. Волхв сказал, что Олег погибнет от любимого коня. Сила доверия к волхвам была настолько высока, что Олег не думая удалил от себя своего коня и приказал заботиться о нём до конца жизни, а когда тот умер, он пожелал посмотреть на его кости. Его Вера в пророчество волхва пошатнулось, но всё решила змея, которая поселилась в черепе у коня и, укусив Олега, сделала слова волхва роковыми. Судя по различным церковным писаниям, даже монахи, которые осуждали волхование, ни на секунду не сомневались в возможностях волхвов и ведуний. Их способности зачастую описываются не как обман или попытка оморочить людей, а как реальная и действующая магия, которая им непонятна и потому называлась дьявольской, сатанинской силой.
В 1410 в Пскове сожгли двенадцать "Женок Вещих". В царствование Алексея Михайловича (1629- 1676) волхвов сжигали на костре, а ворожей закапывали по грудь в землю. Также популярным была ссылка волхвов в монастыри, где они находились в пыточных застенках, где, над ними всячески издевались и подвергали их пыткам.
Волхвы оказались очень живучими и существовали на Руси практически всё время вплоть до нашего времени. Одно из упоминаний датируется Xvii веком. В 1689 году в приказе розыскных дел, допрашивался волхв "Дорофейка". Дорофейка был врачевателем, знахарем, предсказывал будущее, ворожил по бобам и занимался колдовством. Под следствие волхв попал после того, как по просьбе стольника Андрея безобразова насылал чары на великих князей, чтобы те были благосклонны к стольнику. В результате пыток, волхв признался, что его учителем был некто Федор Бобылев. В его вещах были найдены травы и магические предметы, о которых он сказал, что "Бобами он Разводит и Угадывает, а Ладаном Оберегает на Свадьбах Женихов и Невест от Лихих Людей - от Ведунов; а Траву Богородицкую Дает Пить Людям от Сердечныя Болезни, без Шептов; а Рвет - де тое Траву Летом в Рождество Иоанна Предтечи с Шептами:"к чему ты.

Кто такие волхвы в древней Руси.

В Древней Руси волхвами называли языческих жрецов или кудесников, которые с помощью заклинаний могли управлять стихией и предсказывать будущее. В своих общинах они считались пророками и помогали людям излечиваться от всяческих заболеваний.

В иерархическом разделении древних славян волхвы занимали почетное место рядом с властителями и служили им в качестве предсказателей. Известными примерами таких чародеев в истории являются Вещий Олег, который впоследствии стал великим киевским князем, и старейшина Гостомысл, мудрости которого приезжали послушать многие князи из дальних стран.

Впервые упоминания о волхвах встречаются в грамотах из бересты, датируемых XII столетием. С XIII по XIV век о них было хорошо известно в Пскове и Новгороде, а в дальнейшем вплоть до конца XV столетия волхвами называли любых народных знахарей, магов и чернокнижников.
Кто такие волхвы в древней Руси. После того как на Руси появилось христианство, жрецы принимали непосредственное участие в восстаниях против князей. В частности, в 1024 году мятеж с участием волхвов, недовольных засухой и неурожаем, был подавлен князем Ярославом Мудрым.

Вервь в древней Руси это. Вервь (община)

Вервь ( др.-рус. врвь, врьвь ) — древняя общинная организация на Руси и у хорватов ; местная община с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях. Упоминается в « Русской Правде » (XI в.). Просходит от меры длинны (веревка)

Это слово употреблено в Ярославовой « Правде » (XI в.) (статьи 3—6, 80 и 88 по Карамзинскому списку), в смысле округа или волости , члены которой связаны круговой порукой: каждая вервь, за найденный в её пределах труп убитого гражданина, была обязана выплатить его родственникам (или князю?) денежную пеню — виру .

Если к верви приведёт след или будут найдены остатки орудий воровской ловли, то вервь обязана была найти среди себя вора, в противном случае платить «продажу» (штраф в пользу князя, который взимался за все преступления, кроме убийства, отсечения руки или ноги или выбитого глаза); но « татьбу », то есть вознаграждение потерпевшим, вервь не платила. Если же след терялся на большой дороге или в безлюдном месте, то взыскание продажи с той верви, где потерян след, не производилось.

Карамзин, сравнив этот свод законов со шведским законом XI века , по которому округ ( hwarf ) также платил 40 марок пени в случае, если убийца скрывался, делал вывод, что слово «вервь» происходило от норманнского или шведского hwarf .

М. Фасмер объясняет из праславянского со ссылкой на Е. Карского, который отождествляет слово с вервь "веревка", здесь "участок земли, отмеченный веревкой" (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2004, т. I, 294).

  • Вервить
  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 9. — Типография А. Плюшара; С.-П., 1837 — с. 446 (Вервь).
  • Вервь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —СПб., 1890—1907.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского . —СПб.: Тип. Н. Греча , 1816—1829. — Т. 2.

Волхвы в Библии это кто. Волхвы (в Библии)

Волхвы́ — общее название служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда — восточных мудрецов, звездочетов. В Библии волхвы — цари или маги , пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу . Упоминаются в Евангелии от Матфея (2, 1-12).

Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды и приходят в Иерусалим, где простодушно просят Ирода помочь им найти родившегося мессию — грядущего иудейского царя. Ирод пытается использовать волхвов, чтобы выведать имя своего предполагаемого преемника. Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем . Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары: золото, ладан и мирру.

Сон запрещает им возвращаться к Ироду и они отправляются на родину, точное местоположение которой из евангелий нельзя установить. Не ясна и этническая принадлежность волхвов. Их считали и уроженцами Аравии, и (особенно часто) персами-магами.

На Западе со времен Великих географических открытий (15 в.) волхвов изображают как представителей трех рас: черной, желтой и белой (число волхвов отсутствует в евангелии и также относится к области апокрифов). В восточной традиции имена волхвов приводятся различные, на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно легендам, они были крещены позднее апостолом Фомой и приняли мученическую кончину. Их предполагаемые мощи, обретенные Фридрихом Барбароссой , были захоронены в Кельнском соборе («Три Короля»). На Афоне, в обители Святого Павла хранятся «дары волхвов». В память о приношении волхвами даров укоренился обычай дарить подарки в праздник Рождества.

Видео Волхвы – носители славянского знания

Волхвы на Руси. Кто такие славянские волхвы?

Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.

Кроме этого:

  • проведение общественных кологодных праздников;
  • изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
  • составление календарей;
  • имянаречение;
  • участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
  • исцеление людей и животных;
  • проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
  • пророчества;
  • защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
  • участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.

Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:

  • ход проведения обрядов;
  • символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
  • ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
  • свойства лекарственных и магических трав;
  • способы и методы волшбы;
  • технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
  • астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
  • магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.

Волхвы на Руси. Кто такие славянские волхвы?

Книги славянской мифологии

На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:

  • ведуньями («ведать» — значит «знать»);
  • знающая,
  • чаровница,
  • волшбица,
  • волхитка,
  • волхида,
  • влхва,
  • и даже «старая женщина».

Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.

Волхвы это. Кто такие волхвы в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Кто есть кто в Библии» . Сегодня мы говорим о том, кто такие волхвы в Библии.

Словом «волхвы» на русский переведено греческое «маги». В Ветхом завете маги – жрецы, ученые, астрономы и пророки у мидян и персов. Они упомянуты в Книге Иезекииля (39:3-13). Пророк Даниил был назначен на должность мага в Вавилоне (Дан 2:46).

В Новом завете волхвы упомянуты только в Евангелии от Матфея. Это мудрецы с Востока, которые, следуя за звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу (Мф 2:1 и далее). В дар Спасителю маги принесли золото (как Царю), ладан (как Богу, потому что ладан использовался во время религиозных церемоний) и смирну (как смертному человеку, потому что ее использовали в траурных церемониях). Более подробных сведений в Библии о них нет.

Материал по теме


Волхвы это. Кто такие волхвы в Библии?

Волхвы: маги и волшебники

Они пришли в Иерусалим и спросили Ирода: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним».

Если выходить за рамки того, что сказано в Библии, можно добавить, что, по свидетельству Геродота, маги составляли одно из шести племён древних мидян, которое, как можно предположить, было ответственно за всю религиозную жизнь народа, как, скажем, еврейские левиты. В античные времена магами называли жрецов иранской религии – зороастризма – которая была монотеистической. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мир.

О магах было сложено множество легенд и сказаний. В них появляются имена волхвов, которые пришли к Младенцу Христу, – Каспар, Мельхиор и Валтасар. Впервые они появляются на мозаике в церкви San Apolinar Nuovo (Равенна, Италия). (В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде – Магалах, Галгалах и Серакин).

Не всегда считали, что волхвов было трое (у Матфея об их числе не сказано ни слова). Вероятно, число три возникло в связи с тем, что Христу были принесены три дара.

На анонсе картина Джеймса Тиссо “Путешествие волхвов”.