Волхвы древней Руси.
- Волхвы древней Руси.
- Полюдье на Руси
- Национальность волхвов. Кто такие волхвы в Библии?
- Вотчина. Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
- Видео Как волхвы передают знания. Беседа с ведуном-2
- Что волхвы принесли Иисусу даров привет. Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них
- Где похоронены волхвы. Мощи трех волхвов в Кельне - одна из главных христианских святынь
- Волхвы. Кто такие славянские волхвы?
- Волхвы на Руси. Кто такие волхвы?
Волхвы древней Руси.
Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями и старейшинами племён, сведений о них сохранилось довольно мало. Большинство из этих сведений содержатся в христианских поучениях против язычества и осуждениях язычества, а также исторических фактах о бунтах язычников против новой религии. Многие же славные волхвы, жрецы и служители языческих культов "Канули в Лету" и информации о них не сохранилось совершенно никакой
. Однако и те скудные сведения, что достались нам, минуя цензуру христианства, могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом. Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как "Вълхва" или "волхва".
Волхвы главными служителями языческой веры являются. Волхвы издревле были не только главными служителями, которые проводят обряды и праздники, которые наставляют людей, помогают им понять богов и свою жизнь, но и колдунами, потворниками, занимающимися волшбой, травничеством, целительством, гаданиями, предсказаниями и так далее. Издревле к волхвам было особенное внимание. Стоит отметить, что волхвы были настолько почитаемы, что люди считали их мнение гораздо выше, чем даже княжеское. За предсказаниями и советом к ним обращались даже представители знати и власти. Пожалуй, именно этот фактор и погубил в своё время язычество, так как князь Владимир хотел единоличной власти, желал быть единым правителем, выше и важнее которого никто быть не может. В результате Владимир выбрал ту религию, которая предложила ему эту власть, а волхвы оказались вне закона, были признаны потворниками сатанинских сил. Их преследовали, сажали в темницы, зверски мучили и убивали.
Волхвы и жрецы - это категория людей, социальный статус которых определить очень сложно. Волхвами могли быть обычные люди, колдуны, старейшины, затворники, что жили в полном одиночестве в лесах и так далее. Волхвы и среди царских кровей были. К примеру, Всеслав полоцкий, он же волх всеславьевич (Всеслав Брячиславич, Всеслав вещий, Всеслав чародей, вольга всеславьевич, 1029-1101), который был сыном Брячислава, считался рождённым от волхования и носил на себе некую "Сорочку", в которой родился, что расценивают как родимое пятно, как часть плаценты оставшейся после рождения или как атавизм в виде лишней кожи. В "Слово о Полку Игореве" сказано о том, что Всеслав обладал даром оборотничества, гадания и наваждения. В былине повествуется, что волх всеславьевич с детства обучался трём премудростям: оборачивался ясным соколом, серым волком, гнедым туром. Здесь же говорится, что отец отдал своего сына на учение волхвам, где тот и приобрёл свои умения оборотничества. В лице волха всеславьевича соединились функции и волхва и князя. Это вовсе не удивительно, так как многие источники утверждают, что на роль главного волхва в различных поселениях древней Руси нередко вступали старейшины.
Во времена Всеслава полоцкого движение волхвов с войсками славян - язычников были повсеместным явлением. Ряд выступлений, которые были подавлены действующей властью, прокатились в Киеве, в Новгороде, около Ярославля и белоозера. Деятельность волхвов, которая считалась противозаконной, жестоко подавлялась. К этому времени христианские деятели уже успели утвердить в умах многих людей, что славянские волхвы, которые испокон веков были почитаемы на Руси - это злые колдуны, еретики, отступники, страшные преступники и чернокнижники, которые связались с демоническими силами и желают людям только зла.
Одним из самых известных эпизодов с участием волхва, является случай в Новгороде " вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава мудрого. Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти - мало не вьсего града. И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа. И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва. Это событие довольно известно и подробно описано. Волхв, который был ярым противником новой религии, организовал мятеж в городе Новгород. При этом конфликтующие стороны разделились на две стороны. За князя глеба выступила его дружина и христианские служители. Все люди, живущие на тот момент в Новгороде и, вероятно, его окрестностях, пошли за волхвом! Такой раздел сил говорит о многом, в частности о самодурстве власти, которая абсолютно не считалась со своим народом, который не хотел принимать христианство и, даже спустя столько лет, без всякого сомнения перешёл на сторону волхва. Однако всё решил хитроумный и подлый план князя Глеба, который подошёл к волхву со спрятанным за спиной топором, неожиданно для того вытащил оружие и зарубил оппонента. Лишённым главного волхва людям, пришлось разойтись.
Имя волхва, который пал от руки князя, к сожалению, не дошло до наших дней, но сила его веры и сила веры тех людей говорит о многом. Данный эпизод очень известен, но, к сожалению, не по той причине, что все люди предпочли князю волхва, а по причине, которую выдвинула новая Вера, назвав поступок Глеба героическим и даже "Забавным". В радзивиловской летописи этот случай даже проиллюстрирован древнерусским художником в виде небольшой миниатюры. Судя по этой миниатюре, мы можем примерно представить себе, как выглядели волхвы того времени. На нём длинное белое одеяние до самой земли с широкими рукавами и большое количество крупных пуговиц. На оплечье волхва традиционные орнаменты есть. Также у новгородского волхва нет бороды. Конечно, эту миниатюру нельзя считать за своеобразную фотографию, но кое-какие детали художник всё же смог передать.
Волхвы были опасны для князей не только своим влиянием на людей, которые тысячелетиями считали их главными духовными наставителями, но и своим колдовством и магическими способностями. В силе магических способностей волхвов не сомневался никто - ни люди, ни княжеская власть, ни даже церковные служители. К примеру Иаков мних писал князю Владимиру такие слова "много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием. Вероятно, что тот самый Добрыня, вошедший в сказки и былины, как славный богатырь Добрыня Никитич, а на деле который по приказу Владимира крушил идолов, убивал язычников и крестил киев и Новгород, изначально был самым настоящим волхвом. Это не стопроцентное утверждение, но всё же такое предположение существует. Основано оно на том, что именно Добрыня утвердил для Новгорода культ перуна, который стал главенствующим над всеми другими богами и которого вместе называли , внимание, только с Велесом. Кто ещё, как не главный волхв, может утвердить культ, ставить святилища и идолы? В былинах Добрыня обладал магическими способностями, а также показан, как гусляр - сказитель. Здесь стоит отметить, что за волхвами отмечена такая особенность, как игра на музыкальных инструментах и способность рассказывать былины и сказания. По этой причине тех же волхвов часто называли гуслярами, кощунниками, баенниками и другими именами. Но, как впоследствии мы можем увидеть, волхв (ежели он был таковым) Добрыня оказался обычным руководителем княжеской дружины, и слово князя было для него куда большим, чем слово богов.
По причине, описываемой выше, то есть по причастности волхвов к музыкальному искусству, к сказителям, многие исследователи славянского волховства, относят к настоящим волхвам всем известного древнерусского певца, которого звали Боян вещий. Приставка "Вещий", которая закрепилась за известным певцом и сказителем, так же говорит в пользу того, что он обладал особенным даром и мог быть волхвом. Певцу и сказителю Бояну приписывали и способность перевоплощения, точно так же как волху всеславьевичу. В статье, которая публиковалась ранее и была посвящена исторической фигуре, о которой здесь идёт речь, приведены доводы в пользу того, что Боян с некоторой долей вероятности, мог быть даже тем самым волхвом богомилом соловьём, речь о котором пойдёт ниже.
Может быть, именно по той причине, что музыкальные инструменты были одними из важных атрибутов волхвов и жрецов, их ритуалов и обычаев, новая религия так рьяно взялась за уничтожение музыкального искусства. В летописях говорится, что гусли, сопели и другие инструменты вывозились за город целыми возами и сжигались. Музыка, кроме церковной, стала практически вне закона.
Самым известным волхвом - жрецом, который стал культовой и почитаемой фигурой благодаря бунту, который он устроил против христианизации в великом Новгороде, является богомил или богомил соловей. Есть две версии, почему Богомила называли соловьём. По одной версии он был очень красноречив и поэтому люди наделили его эпитетом прекрасно поющей птицы. По другой версии, богомил, как и другие волхвы - песенники, умел обращаться с музыкальными инструментами и пел свои языческие повествования людям, словно соловей. Именно этот человек был во главе людей, которые восстали против Добрыни и Путяты, что по приказу Владимира приехали в Новгород из Киева свергать языческих богов, разрушать капища и святилища и насильно крестить людей. Не менее известным стал и помощник Богомила - тысяцкий (тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение "Тысячу") новгородский угоняй. Во время бунта он ездил по Новгороду и повсюду выкрикивал: "лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание! В это время люди разгромили дом Добрыни, разрушали церкви, которые уже к тому времени успели появится в разных частях Новгорода, разрушали жилища христиан. Путята, который был пособником Добрыни, вместе с воинами под покровом ночи пробрался в Новгород незамеченным и устроил жестокую сечу с жителями Новгорода и сторонниками угоняя и Богомила. Добрыня жёг дома обычных людей, чем привёл в смятение жителей и такой хитростью смог сломить сопротивление. Отсюда и пошло выражение: Путята крестил мечом, а Добрыня огнём. Волхв богомил погиб в 991 году.
Обратите внимание на приставку к имени "Соловей", объяснение которого было выше. На Руси был ещё один соловей, которого некоторые исследователи славянских былин и сказаний относят к реально существовавшим в стародавние времена волхвам или жрецам. Речь о былинном "Злодее" соловье разбойнике идёт. К примеру, М. забылин, в одной из своих публикаций "Русский Народ его Обычаи, Обряды, Предания, Суеверия и Поэзия" в 1880 году писал: "…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, христианская Вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи муромца с соловьём - разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования …". Действительно, Илья муромец, который по преданиям также служил Владимиру, боровшимся с язычеством всеми имеющимися способами, вполне мог охотиться на прятавшихся в лесах и отдалённых селениях волхвов, жрецов и приверженцев родной веры, а битва с соловьём разбойником была настолько яркой и запоминающейся, что сказание о волхве соловье и его убийце Илье муромце вошло в легенды и сказки.
В 1024 году произошло восстание волхвов в Суздале. Восстание подавил князь Ярослав, часть из них изгнал из города, остальных предал казни. Примерно в это же время загадочный волхв прорицатель появился в Киеве. Судя по летописям, он говорил людям, что через пять лет Днепр потечёт вспять, земли начнут меняться местами, греческая земля встанет на место русской, а русская на место греческой. Судьба волхва неизвестна, так как в одну из ночей он пропал без вести и после этого о нём больше никто не слышал.
В 1071 году близ Ярославля восстали два волхва со своими сторонниками числом 300 человек. Судя по летописям, произошло это в результате голода. Волхвы вместе с обычными людьми стали избивать местную богатую знать, которая спрятала запасы хлеба и другой еды, и обрекало людей на голодное существование. Тогда войско восставших пришло на белоозеро, где они столкнулись с Яном вышатичем (представитель киевской знати, тысяцкий, брат Путяты, сын вышаты, воеводы Ярослава мудрого, был близок к киево-печерскому монастырю), который от имени Святослава собирал дань с местных земель. Княжеская дружина оказалась сильнее, и волхвов захватили. Ян повелел выдирать у волхвов бороды расщепом. Во время этой экзекуции, он спросил у волхвов: "что же вам молвят боги? ", на что Волхвы Ответили:"стать нам пред Святославом! После этого их связали, привязали к мачте лодки и вложили в уста рубли. Остановив ладьи в устье шексны, Ян спросил: "что же вам теперь боги молвят? ", на что Пленники Отвечали:"так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя", на что тот ответил: "то они вам правду поведали". После этого волхвов убили и повесили на дубе.
Ещё одно очень короткое упоминание о волхве относится к 1091 году, когда волхв появился в Ростове, но вскоре после этого погиб при загадочных обстоятельствах.
В 1227 году в Новгороде появились волхвы. Прибыв в город, они занимались волшбой и волхованием. Приверженцы церкви схватили всех и привели на двор архиепископа. Здесь за них вступилась сама княжеская дружина, на время защитив от расправы. После этого их привели на двор Ярослава, где сложили костёр и сожгли всех заживо. В одной из летописей есть такая запись: "в лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 - творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе". Кто были эти 4 волхва, которых сожгли заживо на княжеском дворе, конечно же, останется для нас тайной. Однако тот факт, что волхвов сжигали публично, в центре города, на княжеском дворе, говорило о том, какое значение они имели, какой страх наводили на князей - вероотступников и как те хотели запугать народ, настроить его против волхвов если и не убеждениями, то страхом жестокой смерти. В церковном уставе Владимира было прописано наказание волхвам - сожжение. В уставе князя всеволода значилось такое же наказание.
Волхвов преследовали и уничтожали. Власть никак не хотела мириться с тем, что люди, даже спустя десятилетия и столетия после тотальной христианизации, всё ещё идут за волхвами, ставят их выше христианских священников и выше княжеской власти. Волхвы, даже зная, какие наказания их ожидают в случае поимки, продолжали свою деятельность.
Всем известна история вещего Олега и предрёкшего ему смерть волхва. Волхв сказал, что Олег погибнет от любимого коня. Сила доверия к волхвам была настолько высока, что Олег не думая удалил от себя своего коня и приказал заботиться о нём до конца жизни, а когда тот умер, он пожелал посмотреть на его кости. Его Вера в пророчество волхва пошатнулось, но всё решила змея, которая поселилась в черепе у коня и, укусив Олега, сделала слова волхва роковыми. Судя по различным церковным писаниям, даже монахи, которые осуждали волхование, ни на секунду не сомневались в возможностях волхвов и ведуний. Их способности зачастую описываются не как обман или попытка оморочить людей, а как реальная и действующая магия, которая им непонятна и потому называлась дьявольской, сатанинской силой.
В 1410 в Пскове сожгли двенадцать "Женок Вещих". В царствование Алексея Михайловича (1629- 1676) волхвов сжигали на костре, а ворожей закапывали по грудь в землю. Также популярным была ссылка волхвов в монастыри, где они находились в пыточных застенках, где, над ними всячески издевались и подвергали их пыткам.
Волхвы оказались очень живучими и существовали на Руси практически всё время вплоть до нашего времени. Одно из упоминаний датируется Xvii веком. В 1689 году в приказе розыскных дел, допрашивался волхв "Дорофейка". Дорофейка был врачевателем, знахарем, предсказывал будущее, ворожил по бобам и занимался колдовством. Под следствие волхв попал после того, как по просьбе стольника Андрея безобразова насылал чары на великих князей, чтобы те были благосклонны к стольнику. В результате пыток, волхв признался, что его учителем был некто Федор Бобылев. В его вещах были найдены травы и магические предмеры, о которых он сказал, что "Бобами он Разводит и Угадывает, а Ладаном Оберегает на Свадьбах Женихов и Невест от Лихих Людей - от Ведунов; а Траву Богородицкую Дает Пить Людям от Сердечныя Болезни, без Шептов; а Рвет - де тое Траву Летом в Рождество Иоанна Предтечи с Шептами:"к чему ты, трава, годна, к тому будь и годна".
Полюдье на Руси
Полюдье является способом сбора дани который применялся на Руси с 9 по 12 век. Полюдье стало одним из первых способов взымать налог с населения проживающего в древнерусском государстве. Одной из отличительных черт полюдья было то, что не было четко установлено размера взымаемой дани.
Полюдье представляло собой посещение лично князем, либо назначенными им лицами подвластных племен и сбора с населения денег или что бывало чаще, продуктов питания, домашнего скота и т.д. Полюдье обычно начиналось осенью, после того как был собран урожай и затягивалось до наступления весны.
Бытует мнение, что первым князем введшим полюдье был Олег. Это стало возможно после того, как его власть значительно усилилась и множество славянских племен перешло под его руку. Так как для содержания дружины были необходимы немалые деньги, то с подвластных племен начала собираться дань.
Князь совместно со своими дружинниками выехав из Киева совершали объезд всех подвластных ему племен и собирая с них дань. Дружина отправлявшаяся с князем имела численность около 200 воинов. Кроме этого, племена в которые приезжал князь, должны были кормить его и его воинов, до того момента, пока он у них находится. Так же, во время полюдья мог происходить и княжий суд если в нем была необходимость. После того как дань была собрана, князь возвращался обратно и продавал большую часть товаров на рынке, что бы получить деньги, которые шли на содержание дружины.
Как не трудно догадаться, такое взымание налогов очень не нравилось подвластным Киеву племенам, так как не было четко установлено, сколько дани мог взять князь. Нередко случалось, что княжеские дружинники силой забирали последнее что было у людей. Первым терпение лопнуло у племени древлян после того как князь Игорь решил дважды взять дань с этого племени. Они подняли восстание и убили князя и его дружинников. После того как жена Игоря, княгиня Ольга подавила древлянское восстание, она решила отменить полюдье и провести реформу которая заключалась в сборе дани на специальных погостах, а после переправление собранного в Киев. Сбором дани занимались специально назначенные княгиней наместниками. Так же было четко установлено какое количество дани должны были брать с племени.
Проведенная княгиней Ольгой реформа, позволила централизовать сбор налогов и снять напряжение в подвластных Киеву племенах, так как у них уже не забирали все что они имели и нужно было отдать в качестве дани, лишь определенную часть своих запасов.
Национальность волхвов. Кто такие волхвы в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии» . Сегодня мы говорим о том, кто такие волхвы в Библии.
Словом «волхвы» на русский переведено греческое «маги». В Ветхом завете маги – жрецы, ученые, астрономы и пророки у мидян и персов. Они упомянуты в Книге Иезекииля (39:3-13). Пророк Даниил был назначен на должность мага в Вавилоне (Дан 2:46).
В Новом завете волхвы упомянуты только в Евангелии от Матфея. Это мудрецы с Востока, которые, следуя за звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу (Мф 2:1 и далее). В дар Спасителю маги принесли золото (как Царю), ладан (как Богу, потому что ладан использовался во время религиозных церемоний) и смирну (как смертному человеку, потому что ее использовали в траурных церемониях). Более подробных сведений в Библии о них нет.
Волхвы: маги и волшебники
Они пришли в Иерусалим и спросили Ирода: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним».
Если выходить за рамки того, что сказано в Библии, можно добавить, что, по свидетельству Геродота, маги составляли одно из шести племён древних мидян, которое, как можно предположить, было ответственно за всю религиозную жизнь народа, как, скажем, еврейские левиты. В античные времена магами называли жрецов иранской религии – зороастризма – которая была монотеистической. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мир.
О магах было сложено множество легенд и сказаний. В них появляются имена волхвов, которые пришли к Младенцу Христу, – Каспар, Мельхиор и Валтасар. Впервые они появляются на мозаике в церкви San Apolinar Nuovo (Равенна, Италия). (В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде – Магалах, Галгалах и Серакин).
Не всегда считали, что волхвов было трое (у Матфея об их числе не сказано ни слова). Вероятно, число три возникло в связи с тем, что Христу были принесены три дара.
Вотчина. Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.
Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.
Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.д.
Вотчина в Древней Руси
Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.
В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.
На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.
Вотчина и поместье — в чем разница
Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.
Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.
В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.
Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.
В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.
Видео Как волхвы передают знания. Беседа с ведуном-2
Что волхвы принесли Иисусу даров привет. Неизвестно, сколько было волхвов, но в Предании есть имена 3 из них
Имена волхвов часто создают путаницу и отражаются в неправильной иконографии. На самом деле,в Библии не сказано, как звали волхвов. Называть их поимённо — поздняя традиция, она возникла в Средневековье и не основана на Священном Писании. Вот такие имена преподобный Беда Достопоченный из монастыря святых Петра и Павла приписывает путешественникам:
- Каспар;
- Мельхиор;
- Валтасар.
3 имени волхвов известно из текстов преподобного Беда Достопочтенного
Но это вовсе не означает, что волохов было всего трое. Эта цифра, вероятно, связана с количеством даров, которые преподнесли младенцу Христу. Но к ним мы ещё вернёмся.
Помимо имён, Предание сообщает внешность этих трёх человек:
- Каспар — юноша без бороды
- Мельхитор — чернокожий эфиоп
- Валтасар — бородатый старец
Возможно, что эти люди действительно существовали и были вождями большой группы путешественников, а может, действительно, странствовали втроём. Библия не даёт никаких зацепок для того, чтобы отдать предпочтение какой-либо версии.
Где похоронены волхвы. Мощи трех волхвов в Кельне - одна из главных христианских святынь
Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.
Алтарь XV века: Мария с Младенцем и три короля
В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами… Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась "с востока", следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться "Царю Иудеев". Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары — золото, ладан и смирну — принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.
Алтарные фигуры из Кельнского собора. 1310-1322
"Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне", — говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки "Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне" Мориц Вёльк (Moritz Woelk).
Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) — грандиозный готический собор. И вот уже восемь с половиной веков в этом соборе стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов — "трех королей". 2014 год был объявлен в Кельне "годом трех королей". Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился, в общей сложности, семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.
Посланники в вечность
Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов — первых людей, которым открылся свет Спасения. "Волхвы — своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, — поясняет Мориц Вёльк. — Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья".
Откуда появились мощи "трех королей", известно не вполне. Вроде бы их привезла из "Святой земли" вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.
Волхвы. Кто такие славянские волхвы?
Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.
Кроме этого:
- проведение общественных кологодных праздников;
- изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
- составление календарей;
- имянаречение;
- участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
- исцеление людей и животных;
- проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
- пророчества;
- защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
- участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.
Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:
- ход проведения обрядов;
- символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
- ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
- свойства лекарственных и магических трав;
- способы и методы волшбы;
- технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
- астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
- магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.
Книги славянской мифологии
На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:
- ведуньями («ведать» — значит «знать»);
- знающая,
- чаровница,
- волшбица,
- волхитка,
- волхида,
- влхва,
- и даже «старая женщина».
Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.
Волхвы на Руси. Кто такие волхвы?
В Древней Руси волхвами называли языческих жрецов или кудесников, которые с помощью заклинаний могли управлять стихией и предсказывать будущее. В своих общинах они считались пророками и помогали людям излечиваться от всяческих заболеваний.
В иерархическом разделении древних славян волхвы занимали почетное место рядом с властителями и служили им в качестве предсказателей. Известными примерами таких чародеев в истории являются Вещий Олег, который впоследствии стал великим киевским князем, и старейшина Гостомысл, мудрости которого приезжали послушать многие князи из дальних стран.
Впервые упоминания о волхвах встречаются в грамотах из бересты, датируемых XII столетием. С XIII по XIV век о них было хорошо известно в Пскове и Новгороде, а в дальнейшем вплоть до конца XV столетия волхвами называли любых народных знахарей, магов и чернокнижников.
После того как на Руси появилось христианство, жрецы принимали непосредственное участие в восстаниях против князей. В частности, в 1024 году мятеж с участием волхвов, недовольных засухой и неурожаем, был подавлен князем Ярославом Мудрым.