Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Високосные страшилки, или чем примечателен Касьянов год?

31.12.2015 в 22:58

Ezomir.

Мы опять на пороге нового года. Как известно, год 2016 - високосный.

И снова, уже не впервые, накануне очередного високосного года в информационном пространстве и умах наших граждан "Всплывают" всевозможные новые и подзабытые старые "пророчества" и "предсказания", вспоминаются приметы и толкуются какие-то тревожные ожидания очередных катаклизмов

Високосные страшилки, или чем примечателен Касьянов год?. Вряд ли в нашей жизни существует еще один подобный феномен, с которым было бы связано такое огромное количество суеверий и предрассудков. Любой школьник знает, что високосный год отличается от всех остальных всего лишь числом дней и что в этом нет никакой мистики. Да и само название не содержит в себе ничего таинственного.
Слово "Високосный" всего лишь искаженное латинское словосочетание bis Sextus, обозначающее "дважды шестой". Високосный год появился благодаря реформе по переходу с лунного на солнечный календарь, проведенной древнеримским государственным деятелем Юлием Цезарем в 45 году до Р. Х. начало каждого нового месяца римляне определяли по рождению луны. Но продолжительность солнечного года была длиннее, поэтому календарный год отставал от настоящего на 10-11 суток. Это несовпадение лунного и солнечного года приводило к определенным курьезам: например, праздник жатвы мог припасть на зиму. Чтобы избежать таких недоразумений, римляне периодически вводили в календарь между 23 и 24 февраля дополнительный месяц.
Такое странное расположение месяца было обусловлено языческими религиозными предрассудками: дополнительный тринадцатый месяц "Прятали" с целью обмануть богов. После реформы год стал насчитывать 365 дней. Но реально календарный год длится не ровно 365 дней, а имеет еще своеобразный "Довесок" около 6 часов. Так за 4 года набегают еще одни сутки. Потому Цезарь по совету своего астронома созигена, чтобы выровнять это смещение, повелел прибавлять раз в четыре года в последнем месяце (февраль у римлян был последним месяцем) дополнительный день. В тот период в римском государстве исчисление дней велось не так, как в настоящее время: считали, сколько дней осталось до начала следующего месяца, а не сколько дней прошло с начала текущего. Попросту говоря, 24 февраля означало 6-й день до начала марта. Такой второй 6-й день для корректировки календаря и прибавили в 45-м году до Р. Х. после 24 февраля; чуть позже для удобства стали прибавлять после 28-го. Таким образом "Дважды Шестой" стал 29-м февраля, а год начал называться Bissextilis (биссектилис), в русском варианте - "високосный".
Кстати, количество високосных лет в юлианском и григорианском календарях не совпадает. Это снова - таки связано с особенностями подсчета и лишний раз подтверждает тот факт, что високосный год имеет математическое и человеческое происхождение. Однако вместе с календарным названием "Високосный" от предыдущих языческих веков было унаследовано и весьма настороженное отношение к самому году. В чем же причина такой нелюбви и боязни этого обычного астрономического явления, которое возникло в результате простого упорядочивания календаря?
К сожалению, человеку после грехопадения стало свойственно наделять все то, что хоть немного выходит за рамки привычного, какой-то загадочностью и сверхъестественностью, а случайные стечения обстоятельств фиксировать в памяти, возводя их в разряд неизбежных событий. Отсутствие подлинной веры в бога и религиозных знаний в совокупности с психологической готовностью приписывать всему необъяснимому мистическую подоплеку и производит в сознании человека всевозможные страхи и предрассудки. Всякие суеверия склонностью к магическому восприятию мира порождаются. В том случае, если Вера в бога требует больших душевных затрат и усилий, то магизм позволяет человеку перекладывать ответственность за собственные неприятности и неуспех на обстоятельства, время и других людей. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к суеверам, в своем "Слове на Новолетие" говорил: "диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням".
Потому у суеверных людей високосный год дурной славой пользуется. Чего только они не ждут от него: неурожая, разорения, эпидемий, стихийных бедствий, катастроф, повышенной смертности, большого падежа скота, войны и конца света! От таких людей вы можете узнать, что в високосном году, например, нежелательно жениться и выходить замуж, вынашивать и рожать детей, менять место жительства и работу, приобретать новое имущество, осуществлять дальние поездки и вообще производить любые новые начинания, потому что во всем будет сопутствовать неудача. Вас могут напугать историями о том, что дети, рожденные в високосном году, появятся на свет с уродствами либо в будущем станут жестокими преступниками, что брак, зарегистрированный в таком году, непременно будет несчастливым и распадется. Вера в негатив високосного года оказалась настолько закоренелой, что смогла благополучно пережить даже 70-летний период атеистического господства. И в советское время было достаточно граждан, имеющих высшее образование, атеистов по убеждениям, которые не позволяли своим детям вступать в брак в високосном году!
Суевер не надеется на бога, а полагает, что складывающаяся определенным образом ситуация может повлиять на качество его жизни. Подобные страхи не просто усложняют быт тех, кто в них верит, превращая в заложников обстоятельств, но фактически низводят их до уровня язычников. Такие предубежденные и мнительные люди крайне трудно перестраивают свое сознание. Их сложно убедить в том, что никакая статистика не подтверждает их предрассудков. Чтобы уверить вас в обратном, суеверы непременно вспомнят, что тунгусский метеорит упал в 1908 году, а "Титаник" утонул в 1912-м. в своих подсчетах они доберутся не , внимание, только до 1812 года, но и 1380-го - года Куликовской битвы, не взяв во внимание такие известные исторические потрясения, как первая мировая война и октябрьская революция 1917-го, великая отечественная война 1941-45 годов или чернобыльская катастрофа, которые уж точно нельзя увязать с високосным годом. И все это продолжает происходить в XXI веке, когда для каждого человека открыт доступ к любой информации.
Ярким подтверждением того, до каких абсурдных фантазий может довести неосознанный суеверный страх перед високосным годом, являются истории из восточнославянского фольклора, связанные с именем святого Кассиана римлянина. Святой Кассиан жил в V веке и был известен как проповедник благочестивой жизни. Он основал несколько монастырей на территории нынешней Франции, написал ряд сочинений о нравственных основах христианского учения и против ересей. Чем же провинился этот божий угодник перед теми, чье духовно нездоровое воображение наделило его отрицательными чертами? Все очень просто: день почитания святого - 29 февраля по старому стилю. Именно поэтому издавна на Руси этот день, а также весь год называли Касьяновым. Свое негативное отношение к високосному году необразованный народ перенес и на этого святого. Невзирая на то что в невисокосные годы православная церковь поминает его 28 февраля, маловерные невежды по-своему объясняли факт поминовения святого раз в 4 года. Народная молва сочинила легенду, согласно которой бог рассердился на Касьяна за то, что тот отказался помочь некому крестьянину вытащить увязшую в грязи телегу, поскольку боялся замарать нарядную одежду. А шедший вместе с Касьяном святитель Николай помог, за что удостоился двойного поминовения в течение каждого года. Этнографические сборники содержат множество различных сказаний, поговорок, примет и даже заговоров, связанных с Касьяновым днем и годом. В них этот известный своей добротой и кротостью праведник предстает злым, завистливым и скупым стариком, больше напоминающим сказочного Кощея бессмертного, нежели реально жившего божьего угодника, а 29 февраля считается самым несчастливым и зловещим днем. Несомненно, что в подобном явлении отразились рудименты древнеславянских языческих верований, которые, соединившись с не вполне христианским сознанием, создали такой извращенный образ святого. Вместо того чтобы воспринимать 29 февраля как еще один дополнительный день, который можно было бы посвятить совершению добрых дел, суеверные крестьяне предпочитали в Касьянов день ничего не делать, спать до обеда и не выходить из дома.
Святитель Иоанн Златоуст называл суеверия "Смешным и Забавным Внушением Сатаны, Впрочем, не Смеху Только, но и Геенне Подвергающее Обольщаемых"! Далее с прискорбием замечал, что если есть такое у язычников, то нисколько не удивительно; а "Когда Поклоняющиеся Кресту, Приобщающиеся Неизреченных Таинств и Достигшие Любомудрия, Держатся Постыдных Обычаев, это Достойно Многих Слез" ("беседа на первое послание к коринфянам". "Счастлив для тебя будет год … когда в каждый день будешь делать угодное богу. День бывает худ или хорош не по своему свойству - ибо день от дня ничем не разнится, - но по нашему усердию или нерадению. В том случае, если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то он худ и мучителен; если же станешь сам нерадеть о добродетели, а душевного счастья своего ожидать от начала месяцев и счета дней, то не будет у тебя ничего доброго", - Увещевал Святитель Суеверную Паству ("слово на новолетие". Распространяя свои ложные предубеждения, суеверный человек не только грешит сам, но и подвергает соблазну других. Бороться с суевериями можно только единственным способом - через утверждение в истинной вере и послушание богу. (c) Валентина Новикова.