Ученые тайну знаменитых клякс роршаха раскрыли.

18.02.2017 в 00:52

Американские ученые измерили фрактальную сложность знаменитых клякс роршаха и выяснили, что простота повторяющихся узоров является ключевым фактором, почему мы видим в них так много образов.

Фрактал представляет собой повторяющийся узор, подобный таким же более крупным частям. Примерами фракталов в природе являются снежинки, соцветия и ветви деревьев, пишет Nature.

Ученые тайну знаменитых клякс роршаха раскрыли.
Сложность фрактала измеряется при помощи показателя D, который отражает количество повторяющихся структур в изображении. При прямой линии без фракталов D равно единице, а при максимальном повторении может достигать показателя 2, 0. таким образом, чем ближе значение к единице, тем более простую структуру имеет фрактал.
Группа ученых из университета штата Орегон решила выяснить, как сложность фрактала связана с количеством порождаемых им образов. Для этого исследователи обратились к симметричным пятнам, использовавшимся в прошлом веке швейцарским психоаналитиком - фрейдистом Германом роршахом.

Роршах создал десять симметричных чернильных клякс в 1921 году для психологических тестов и просил пациентов назвать образы, которые они видели в пятнах.
Для простоты эксперимента команда ученых работала , внимание, только с пятью пятнами роршаха относительно низкой сложности - с показателем D от 1, 1 до 1, 3. в результате выяснилось, что чем ниже значение D и проще структура фрактала, тем больше образов способен увидеть человек.

Результаты исследования удивили ученых, которые предполагали, что больше образов породят фракталы с показателем D от 1, 3 до 1, 5. как отмечают исследователи, именно такой уровень фрактальной сложности чаще всего встречается в природе и способствует снижению стресса у людей во время просмотра.

Эксперты предполагают, что их работа может быть полезна для изучения зрительной системы человека и усовершенствования маскировочных материалов.