Ученые раскрыли вулканические корни "Конца Света" 6 века нашей эры.

20.04.2016 в 11:52

( Наука@Science_Newworld).

Загадочный "Конец Света" и закрытие солнца черным облаком, о чем писали византийские хроники в 536 и 537 годах нашей эры, и последовавшая за ними чума Юстиниана, были связаны с извержениями вулканов, чьи следы ученые нашли во льдах Гренландии и Антарктики, говорится в статье, опубликованной в журнале Climatic Change.

Ученые раскрыли вулканические корни Конца Света 6 века нашей эры.
"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в центральной и северной Америке, а также Индонезии", - заявила кирстин Крюгер (Kirstin Krueger) из университета Осло (Норвегия.

Крюгер и ее коллеги изучали одно из самых загадочных явлений в истории поздней античности и начала средневековья. В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий, другие византийские летописцы и их коллеги в других очагах цивилизации в иных регионах Европы писали о "Конце Света" - загадочном эпизоде затемнения солнца, в ходе которого некое темное облако накрыло светило, заставив его почернеть, что продолжалось несколько месяцев.

С данными эпизодами хроники того времени связывали самые разные катаклизмы и события - голод в Византии из-за неурожаев, серию политических и социальных волнений, и эпидемию чумы 540 года, которая возникла в результате завоза в Константинополь крыс и чумных блох из Египта вместе с грузами зерна.

О причинах этого события ученые спорят довольно давно - часть климатологов и геологов считает, что в этом были виноваты вулканы, выбросившие большое количества пепла в атмосферу по аналогии со знаменитым взрывом горы тамбора в 1815 году, которая тоже вызвала "Вулканическую Зиму", а другие приписывают эту роль иным природно - климатическим факторам.

Авторы статьи выяснили, что первая гипотеза, скорее всего, является верной, проанализировав несколько вариантов летописных описаний данного "Конца Света", а также изучив содержание образцов льда из Гренландии и Антарктики, сформировавшихся в то время.

Эти фрагменты льда, как показал анализ, содержали в себе большое количество соединений серы и других соединений, содержащихся в большом количестве в вулканических газах и пепле. Используя доли этих соединений в качестве ориентира, Крюгер и ее коллеги построили климатическую модель, описывающую события 536 и 540 годов.

Эта модель показала, что двойное "Почернение Солнца" привело к гораздо более сильным последствиям, чем можно было ожидать от каждого извержения по отдельности - его сила была максимальной за последние 1200 лет. В среднем, температура на земле понизилась на два градуса цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье средиземного моря, ближний Восток и северную Африку - во время лета.

Подобный "Рисунок" климатических изменений хорошо соответствует тому, о чем нам говорят римские и константинопольские хроники, а также данные раскопок на севере Европы и Африки. Это, как считают Крюгер и ее коллеги, позволяет с уверенностью говорить о том, что "Конец Света" 536 и 540 годов были вызваны именно вулканами.