Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Такой разный ад (продолжение статьи).

19.05.2016 в 01:30

Ezomir.

Краткая классификация преисподних.

Тип 1. ряд кругов (или отдельных преисподних) с различными пытками и страданиями для грешников различной степени тяжести: христианство, ислам, буддизм, даосизм, китайские верования, зороастризм, ацтекская мифология.
Тип 2. общая преисподняя для всех: древнегреческая и скандинавская мифология.
Тип 3. абсолютная пустота: древнеегипетская мифология.

Такой разный ад (продолжение статьи).
Удивительное сходство между древнегреческим и древнескандинавским загробными мирами позволяют не только объединить их в один подраздел, но и говорить о них как об одной преисподней с некоторыми различиями.

Такой разный ад (продолжение статьи). 01
В принципе, многие религии подвержены явлению синкретизма - когда одни и те же легенды находят своё место в верованиях различных народов. Сразу мы уточним: в скандинавской мифологии (как и в древнегреческой) нет ни ада, ни рая как таковых. Как и в большинстве религий, есть некий загробный мир, и всё.

Такой разный ад (продолжение статьи). 02
Скандинавы считали, что всего миров девять, одним из них, срединным, является мидгард - наша земля. Умершие подразделяются на две категории - герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. Про героев мы поговорим отдельно, а у остальных всего один путь: умер - получи путёвку в ад, хельхейм.

Такой разный ад (продолжение статьи). 03
Сам хельхейм - это лишь часть большего мира, нифльхейма, одного из первомиров, давших начало нашему родному мидгарду. В нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лёд и туманы, а его самую неприятную часть, собственно хельхейм, возглавляет богиня хель, дочь хитроумного Локи.

Такой разный ад (продолжение статьи). 04
Хельхейм необыкновенно похож на хорошо знакомый нам греческий Аид. Разве что в последнем правитель - мужского пола. Аналогии провести нетрудно. В Аид можно переправиться на ладье харона через реку стикс, в хельхейм - через реку гйоль. Через последнюю, правда, построен мост, бдительно охраняемый великаншей модгуд и четырёхглазым псом гармом. Догадайтесь, какое имя носит гарм в древнегреческой мифологии. Верно, цербер.

Такой разный ад (продолжение статьи). 05
Мучения идентичны умерших в Аиде и хельхейме практически. В основном они в скуке и духовных страданиях заключаются. Особо отличившиеся грешники получают специфические наказания, порой даже физические.

Такой разный ад (продолжение статьи). 06
Можно вспомнить сизифа, обречённого день за днём выполнять бессмысленную работу, заталкивая на вершину горы тяжёлый камень, срывающийся каждый раз за секунду до окончания работы. Царь сипила тантал обречён в Аиде на вечные муки голода и жажды.

Такой разный ад (продолжение статьи). 07
Он стоит по горло в воде под раскидистыми кронами отягощённых плодами деревьев, но не может отпить, потому что вода уходит, лишь только он наклоняется, и откусить от плода, потому что ветви поднимаются, когда он тянет к ним руку. А к великану титию приставлен змей, пожирающий ежедневно его печень, которая за ночь отрастает заново. В принципе, этим мученикам живётся в Аиде веселее, чем прочим. Им хотя бы есть чем заняться.

Такой разный ад (продолжение статьи). 08
В хельхейме есть некоторые отличия. Во-первых, его жители постоянно страдают не только от скуки, но также от холода, голода и болезней. Во-вторых, из хельхейма не может возвратиться никто - ни человек, ни бог. Единственный побывавший там и вернувшийся - посланник одина хермод, но это отдельная история. Из Аида, напомню, возвращаются регулярно, и даже сходят туда порой по собственной воле. Главное - иметь пару монеток для харона.

Главное отличие скандинавской загробной жизни - это наличие вальхаллы, своеобразного рая. Вальхалла - это дворец, расположенный в асгарде, небесном городе. Аналог асгарда у греков - гора Олимп. В вальхаллу попадает довольно узкая прослойка населения Скандинавии: воины, отличившиеся в бою и погибшие с честью на поле битвы. Половина героев отходит богу одину, половина отправляется в другой дворец, фолькванг, принадлежащий богине фрейе.

Впрочем, бытие обеих групп воинов примерно одинаково. Утром они облачаются в доспехи и весь день бьются насмерть. Вечером они оживают и ужинают мясом вепря сехримнира, запивая хмельным мёдом. А потом их всю ночь ублажают женщины. Вот такой настоящий мужской рай: подраться, пожрать, напиться и по девочкам. Впрочем, большинству мужчин такой рай и в самом деле ближе, чем ангельские пения на христианских небесах.

На самом деле в древнегреческой мифологии тоже есть аналог рая - элизиум (не путать с Олимпом - обителью богов), страна блаженных, диковинные заморские острова. Там нет забот и печали, там солнце, море и вода. Но попадают туда только души выдающихся героев древности и особо праведных людей, чья жизнь "Одобрена" судьями подземного мира Аида.

В отличие от вальхаллы, у элизиума очень много "Двойников" в других религиях. Точь-в-точь о таком же рае повествует нам мифология древних кельтов и бриттов (авалон), китайцев (острова пэнлай, фанчжан и инчжоу) и даже японцев (остров вечной молодости.

Ацтекский ад.

У ацтеков классовое деление даже на загробную жизнь распространялось. Место посмертного назначения предопределялось не столько личными качествами человека, сколько его общественным положением.

В зависимости от того, кем был умерший при жизни - жрецом или простым землепашцем, - его душа при условии праведности попадала в один из трёх видов рая. Простые люди попадали в круг рая тлалокан, максимально приближённый к земной жизни, а вот просветлённый жрец мог удостоиться чести отправиться в поистине космические высоты, в бесплотную страну тлиллан - тлапаллан или в дом солнца тонатиухикан.

Ад в ацтекской традиции носил название миктлан. Его возглавлял жестокий и злой (как и почти все остальных боги ацтеков) бог миктлантекутли.

Грешники независимо от положения должны были пройти девять кругов ада, чтобы достигнуть просветления и возродиться вновь. Помимо всего прочего, стоит добавить, что близ миктлана течёт некая река, охраняемая жёлтой собакой. Знакомый сюжет, не правда ли?

Книга мёртвых.

Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром дуатом бог осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором.

Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над дуатом перешла к осирису от анубиса, то есть какая - никакая смена правительства имела место уже в те времена.

Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам.

Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и правды (в виде статуэтки богини маат. Внимание! Только в том случае, если человек прожил жизнь праведно, сердце и правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля иалу, то есть в рай.

Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии - к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.

Ад или геенна?

Что характерно, в библии есть чёткое различие между понятиями "ад" (шеол) и "геенна". Шеол - это общее название загробного мира, гроб, могила, где пребывают после смерти и грешники, и праведники. А вот геенна - это как раз то, что мы сегодня называем адом, то есть некая область, где грешные души страдают во льду и огне.

Изначально в аду находились даже души ветхозаветных праведников, но Иисус спустился за ними вплоть до последнего, самого нижнего круга ада, и увёл за собой в царствие небесное. Слово "Геенна" пошло от реального географического названия долины близ Иерусалима, где сжигались тела павших животных и казнённых преступников, а также приносились жертвы молоху.

Музыка медного будды.

Но вернёмся к современным мировым религиям. В частности, к исламу и буддизму.

Ислам к мусульманам гораздо более мягок, нежели христианство к христианам. По меньшей мере, для мусульман есть только один грех, который не будет прощён аллахом, - это многобожие (ширк. Для немусульман спасения, естественно, нет: все отправятся в ад как миленькие.

Судный день в исламе - это лишь первый шаг на пути к раю. После того как аллах взвесит грехи человека и допустит его к дальнейшему пути, верующий должен пройти над адскими бездна - ми по тонкому, как лезвие ножа, мосту. Человек, ведший грешную жизнь, непременно поскользнётся и упадёт, а праведник - дойдёт до рая. Сам по себе ад ислама (джаханнам) почти не отличается от христианского. Грешников будут поить кипятком, облачать в одежды из пламени, да и вообще поджаривать в огне всевозможными способами. Причём, в отличие от библии, коран рассказывает о мучениях грешников достаточно чётко и подробно.

Буддизм свои "Адские" особенности имеет. В частности, адов в буддизме не один, а целых шестнадцать - восемь горячих и восемь холодных. Более того, иногда по необходимости появляются дополнительные и по случаю возникающие преисподние. И все они, в отличие от аналогов в других религиях, являются лишь временными пристанищами грешных душ.

В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределённый ему ад. Например, в горячий сангхата - нарака, ад сокрушающий. Тут грешников перемалывают в кровавое крошево сдвигающиеся скалы или в холодный махападма - нарака, где стоит такой мороз, что тело и внутренние органы коченеют и трескаются.

Или в тапана - нарака, где жертв протыкают раскалёнными копьями. По сути своей, множественные преисподние буддизма чем-то напоминают классические христианские круги ада. Количество лет, которые нужно отбыть в каждом аду для полного искупления и нового перерождения, чётко оговорено. Например, для упомянутого сангхата - нарака это число составляет 10368 х 1010 лет. В общем, немало, прямо скажем.

Надо отметить, что понятие о нараке менялось с течением времени. В источниках разных лет нарак бывает не только шестнадцать, но и двадцать, и даже пятьдесят.

В древнеиндийской мифологии нарака одна и делится на семь кругов, причём жестокие физические пытки применяются к грешникам, обитающим в последних трёх кругах. Обитатели последнего круга (в основном их варят в масле) вынуждены страдать до самой смерти вселенной.

Адские подземелья в буддизме находятся под мифологическим континентом джамбудвипа и расположены, подобно усечённому конусу, в восемь слоёв, на каждом - по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад - тем он страшнее, и тем дольше придётся в нём мучиться. Будь Данте буддистом, ему бы нашлось что описывать.

Схожие принципы адом и в индуиз ме управляют. Грешники и праведники в зависимости от своих достижений могут после смерти попасть на различные планеты бытия (Локи), где будут подвергаться мучениям или, наоборот, тонуть в удовольствиях. Пребывание на адских локах конечную точку имеет. Скостить "Срок" можно с помощью молитв и приношений детей последнего воплощения страдающей души. После отбытия наказания душа в новом существе реинкарнируется.

А вот в даосизме рай и ад весьма даже напоминают христианские. Только находятся они в одном и том же месте - на небе. Райские кущи расположены в центральной, светлой части неба и подчиняются Ян - чжу, владыке света. Ад расположен на севере, в области мрачного неба, и подчиняется инь - чжу, владыке тьмы.

Кстати, и индуист, и даос сможет легко показать ад или рай пальцем - в обеих религиях расположения планет - лок и звёзд совмещены с реальной астрономией. Мучения даосских грешников напоминают древнегреческие - это раскаяние, скука, внутренняя борьба.

В китайской мифологии под влиянием буддизма сложилось система ада Диюй из десяти судилищ, в каждом из которых расположено 16 залов для наказаний. В первое судилище попадают все умершие без исключения. Их допрашивает судья циньгуан - ван и решает, грешна душа или нет.

Праведники прямиком отправляются в десятое судилище, где выпивают напиток забвения и по одному из шести мостов переходят обратно в мир живых, чтобы перевоплотиться. А вот грешникам перед реинкарнацией придётся попотеть в судилищах с первого по девятое. Пытки там вполне традиционные - вырывание сердец, вечный голод (к слову, так наказывают каннибалов), подъём по лестнице из ступеней ножей и так далее.

Бояться ада не стоит. Слишком много вариантов его существует, слишком по-разному воспринимают преисподнюю различные люди. Это свидетельствует лишь об одном: никто не знает, что нас ждёт за гранью. Мы сможем узнать об этом, только попав туда. Но торопиться сделать это в исследовательских целях, пожалуй, ни к чему. Помните, что у каждого свой ад - и это не обязательно огонь и смола. Тим скоренко.