Таинственная царица савская.
Кто эта таинственная женщина из глубин Аравии была?
Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица савская фигурирует во множестве легенд ближнего Востока и Африки.
Царица савская упоминается в библии, но тоже без имени. В коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют билкис
. В Эфиопии она известна под именем македа - царица юга - и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты - фалаша.
Древнейшим упоминанием о царице савской считается третья книга царств ( "Первая Царей" у евреев) ветхого завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н. э. ), царица савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, библия не говорит - упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.
Сейчас почти точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу аравийского полуострова, где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из эдемского сада, а люди не знают войны.
Согласно ветхозаветному преданию, царица савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, билкис приехала не только "Загадки Загадывать": через вассальные израилю территории проходила дорога благовоний - путь из сабы в Египет, финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000 км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.
Библия отмечает, что исторический "Саммит" привел к заключению взаимовыгодного соглашения. Царица подарила Соломону "120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни", а он выполнил все ее пожелания. И она домой вернулась.
В библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы савской от общения с Соломоном: "верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано - мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".
Сама билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась история, которая описана в одной из книг талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол.
Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими.
Когда билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что билкис беременна, она покинула царя и вернулась в сабейское царство, где и родила сына менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров абиссинии.
В том случае, если в Африке царицу савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней было совсем иное. Благородную царицу ветхого завета, равную великому правителю израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона.
Почему же репутация царицы савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от матриархата к патриархату - женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена Соломона царицы на ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались смешать с грязью.
В иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица савская уважали друг друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и удовлетворял все ее просьбы.
Легенды свидетельствуют, что царица билкис умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний об искусстве парфюмерии.
Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии, укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила колдовской перстень с камнем, называвшимся "Астерикс". Современные ученые не знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет предназначался философам и влюбленным.
Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.
Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу.
Итак, легенды и мифы рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы савской - купца, дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.
Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером упемба (юго-восток Заира) и т. д.
Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы савской из большого и процветающего государства.