Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Странствия сандалового будды.

20.01.2016 в 23:31

Ezomir.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу.

Неизвестная святыня.

Странствия сандалового будды.
В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу. Эту статую можно сравнить с туринской плащаницей или с черным камнем каабы. Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом бодхи в бодхгайе или сингальским зубом будды. Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский зандан - жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать "Медвежьим Углом", богом забытым местом, сведения о котором можно найти , внимание, только в записках редких путешественников. Эпоха интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах "Раскрутки" брендовых объектов республики. Почему, в таком случае, сандаловый будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, нетленного тела итигэлова, паломничество к которому уже приобретает международный размах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя будды, хранящаяся в эгитуйском дацане. За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева. Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий сандалового будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение будды шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет сандаловый будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в центральную Азию, в город куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия сандалового будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся хубилай - хан, по заданию которого сандаловый будда был доставлен в ханбалык самим Марко поло. Знаменитая статуя стоящего будды в афганском бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, зандан - жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: "солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты" (ссылка.

Операция "Срочная Эвакуация".

Та же участь ожидала и храм сандалового будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы российского посольства Николаем гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем эгитуйского дацана ламой зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: "Ее Везли на Санях, Укрыв Соломой, Рогожей, Замаскировав Провиантом и Почтовым Реквизитом" (ссылка. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы "Бурятского Круга".

Парящая статуя.

Статуя сандалового будды представляет собой изображение будды шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы зандан - жуу изначально украшал Рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из эгиты в Улан-удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули эгитуйскому дацану.

Китай возврата святынь требует.

Посещая отделы дальневосточного искусства в лувре или британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Только в том случае, если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка. Для правительства КНР дело чести восстановить запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация.

В случае с сандаловым буддой - ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что статуя сандалового будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году буддийская традиционная сангха России признала статую зандан - жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о сандаловом будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли зандан - жуу остаться святыней местного значения, "Внутренним Бурятским Делом" или когда-нибудь вопрос о сандаловом будде войдет в повестку российско - китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены. (С) Николай цыремпилов.