Семь забавных фактов о том, как космонавты выходят в открытый космос.
Каково это - проводить часы на орбите земли, когда твой скафандр - единственное, что ограждает тебя от холодного вакуума? Астронавт Дуглас уилок описал этот опыт для National Geographic, а мы поделимся его словами с вами. В эту пятницу астронавты Скотт келли и Кьелл линдгрен выйдут через люк международной космической станции, чтобы исправить систему жидким аммиаком, в последний раз чиненный в далеком 2012 году. Их космическая вылазка порядка шести с половиной часов займет.
На прошлой неделе келли - который вот-вот побил рекорд самого долгоживущего на орбите астронавта Nasa - и линдгрен провели более семи часов за пределами станции, где проделали массу важных вещей: смазали маслом конец манипулятора, подготовив почву для нового док - порта для коммерческих аппаратов Boeing и Spacex и накрыли тепловым щитом устройство для исследований темной материи. Все это было проделано, пока космическая станция вращалась вокруг земли на скорости порядка 8 километров в секунду.
Мы хотели бы узнать больше о проведении самых высотных прогулок во вселенной. Астронавт Дуглас уилок осуществил шесть выходов в открытый космос, в том числе во время импровизированной экскурсии в 2007 году, чтобы починить разорванную солнечную батарею.
Вот несколько фактов о космических прогулках, которые могут вас заинтересовать, со слов уилока.
Вы старомодную одежду надеваете.
Скафандры, которые келли и линдгрен наденут в пятницу, не являются последним писком моды. Им примерно 35 лет, как говорит уилок, и множество астронавтов в них потели. Общие предметы одежды трудно очистить, потому что их наполняют чистым (и очень горючим) кислородом, когда они используются - даже пух от полотенца может загореться, если остался после чистки, что накладывает особые ограничения на то, что команда может сделать для очистки скафандра. Впрочем, все носят свое исподнее и охлаждающую одежду, которая помогает. Немного.
"Если бы вы Засунули Голову Внутрь и Вобрали Запах, Вероятно, Пахло бы Раздевалкой", - говорит уилок.
Вас бросает то в пот, то в холод.
"В Космосе у нас нет Защитной Атмосферы Земли", - говорит он, и температура может расти при прямых солнечных лучах вблизи отражающих поверхностей космической станции, а после падать, когда солнце уходит. Эти существенные перепады в 260 градусов по цельсию частенько случаются за семичасовую космическую прогулку. Быстрая 90-минутная орбита мкс вокруг земли означает, что станция видит восход и закат солнца каждые 45 минут.
Никакие подводные прогулки в центре подготовки Nasa не подготовят вас к этим перепадам температур.
С жарой проще справиться, чем с холодом. Иногда астронавты могут найти тенек возле космической станции. "Вы можете перегреться. Таким образом, если у вас нет охлаждающей одежды, вы закипите до смерти в этом скафандре", - говорит уилок.
Это не совсем прогулка.
После своей внекорабельной активности (EVA - официальный термин Nasa, обозначающий космическую прогулку) 28 октября, астронавт Скотт келли пошутил, что это не космическая прогулка, а космическая работа. Уилок соглашается: "Прогулка" - это неточное название, скорее это космический балет на кончиках пальцев.
"Вы Продвигаете Себя, вы Останавливаете Себя, вы Хватаетесь за Вещи Кончиками Пальцев, Просто Отталкиваясь и Фиксируя Себя Кончиками Этих Самых Пальцев", - говорит он. Неудивительно, какие мышцы ноют после выхода в открытый космос: руки и предплечья. Ноги просто мешают, говорит уилок.
"Лучшее, что вы могли бы сделать, чтобы подготовиться к космическим вылазкам, это сидеть с эспандером. У вас будут большие руки, как у моряка попая".
Приходится следить за языком.
Во время космической прогулки микрофоны астронавтов активны - и все в центре управления полетами в прямом эфире слушают каждое дыхание, каждое слово и каждое произнесенное проклятие.
Экстремальные температуры и космические условия, а также работа с оборудованием в космосе иногда бывают невыносимыми - и астронавтам рекомендуют прикусить языки и расслабиться, когда становится совсем невмоготу.
"К счастью, я не думаю, что кто-нибудь крыл матом микрофон, - говорит уилок. - но помню, как в 2010 году работал над насосным модулем и миллион лет пытался отключить один разъем; думаю, тогда я буркнул под нос что-то типа "Будь ты Проклят".
Он думал, что сказал это про себя, пока не поговорил с родителями по телефону. Отец сказал: "Я Слышал Твое Проклятие".
Чтобы унять зуд, придется проявить смекалку.
Когда в этом потном костюме начинает чесаться тело, уилок говорит, что вы можете вывернуться наизнанку, пытаясь почесать нужное место. В том случае, если чешется нос, есть устройство, которое зажимает астронавту нос, чтобы тот мог пробить свои уши (примерно так же вы делаете в самолете: зажимаете нос и продуваетесь, чтобы уравнять давление. В случае если чешется верх щеки, есть микрофон и соломинка для питья. Но если чешется лоб, придется буквально набивать шишку.
Всегда может быть еще хуже.
"Мы Привыкли Говорить, что нет Ничего в Космосе, что Нельзя Было бы Сделать еще Хуже", - говорит уилок. Задуматься на минутку вместо того, чтобы наступать на грабли, или предвосхищать будущие движения может быть весьма полезно для предотвращения происшествий - поэтому всегда очень много связи, говорит он.
Худшее, что только можно представить, это если кусок космического мусора или микрометеороида попадет и пробьет скафандр астронавта, спровоцировав утечку кислорода. Этот сценарий входит в программу подготовки космонавтов, но потенциальную угрозу сложно оценить - как когда шлем астронавта ека луки пармитано наполнился водой во время выхода в открытый космос в 2013 году, ослепив его на время пути к шлюзовой камере.
"Каждый раз, когда вы открываете люк и выходите в космос, вас подстерегает опасность. Что угодно может пойти не так, вам просто надо помнить тренировки и доверять своей команде", - говорит уилок.
… и это хорошо.
Хотя бывают моменты, когда уилок не мог дождаться возвращения внутрь, больше моментов, которые он хотел продлить навсегда. Наблюдая за зеленым и красным полярным дождем на полюсах и вспышками молний под собой, слушая лишь шум вентилятора и звук дыхания, сложно не восхититься великолепием нашего мира.
"Земля Такая Живая, Дышащая, Шарик Жизни в Этом Огромном Пустом Море, и она Просто Играет Светом и Жизнью, Движением и Цветом … это Невероятно", - говорит он. И тут же добавляет: "Правда, Отвлекает, Когда вы Пытаетесь Работать".