Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Секреты боевых искусств.

26.09.2015 в 05:35

Ezomir.

В современном мире воинские искусства Востока, до сих пор вызывают немало разноречивых толков и представлений. В тех странах, где дзю-до, карате, Айки - до, шао - линь - сыцюань, тайцзи - цюань и прочие систематизированные традиционные формы рукопашного боя не прижились, о них судят главным образом по кинофильмам и случайным журнальным публикациям
Секреты боевых искусств.. В США, Франции, ФРГ, Голландии, Англии, где история многочисленных школ боевых единоборств восточного происхождения насчитывает уже несколько десятилетий, с информацией дело обстоит лучше. Выходят десятки книг и журналов, раскрывающих практические аспекты тех или иных школ воинских искусств, методические пособия, исторические обзоры. Тем не менее трудно назвать работу европейского или американского автора, которая бы охватывала весь спектр проблем, заключенных в понятии воинские искусства. Содержательны, но отнюдь не исчерпывающие книги по военно - прикладным видам спорта, опубликованные за последние годы в Японии, Китае, Корее, Вьетнаме; они освещают лишь частные вопросы или дают пересказ расхожих легенд. При этом работы восточных мастеров зачастую овеяны мистическим флером, изобилуют излишней экзотикой.

Растущий год от года поток специальной литературы по сути дела не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания кэмпо как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знания для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам кэмпо как учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических, религиозно - философских, культурных и медико-биологических факторов.

Это попытка дать комплексный анализ зародившегося в Китае искусства борьбы и на примере Японии проследить развитие традиции до наших дней. Историческое понятие воинские искусства (яп. бу- Дзюцу, кит. У - шу, кор. Тэквон - до, вьет. Во - дао) включало все области человеческой деятельности относящейся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т. п. соответствующий психологический тренинг считался необходимой составной частью любой разновидности у - шу.

В Китае классические главные у - шу обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него; стрельба и метание; театрализованные и спортивные выступления. В других вариантах классификации разделялись борьба без оружия и фехтование (на копьях, мечах, палках и т. п. ) в рукопашном бою, однако чаще различия между ними не проводилось, потому что обучение в школах воинских искусств было универсальным и предусматривало овладение теми или иными видами оружия.

Современное спортивное у - шу в КНР подразделяется на такие разделы: выполнение комплексов формальных упражнений (тао); обусловленный спарринг без оружия; свободный спарринг двух партнеров без оружия; бой без оружия против нескольких противников; упражнения с оружием (тао) и схватки с оружием или без оружия против вооруженных противников; лечебно - оздоровительная гимнастика с подключением дыхательных упражнений и точечного массажа. Тем не менее внутри у - шу (бу- дзюцу) прочно утвердилось понятие рукопашного боя, борьбы против вооруженных или невооруженных противников голыми руками или при помощи любых подручных средств (в том числе холодного оружия) - цюань - шу или цюань - фа (в японском варианте кэмпо.

На протяжении веков обучение солдат или крестьян в повстанческих отрядах шло по облегченной программе классических у - шу, которая должна была привить определенную культуру движения, навыки владения основными видами оружия, верховой езды и т. п. настоящие же мастера проходили многолетний курс обучения в монастырях или закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны Ци- гун.
Техники управления жизненной энергией организма, абсолютным оружием древности. Только эзотерические школы, располагавшие обширными, детально разработанными методиками тренировок, могли дать мастеру ключ к совершенству в кэмпо - искусстве борьбы.
Японское слово кэмпо как родовое понятие записывается теми же иегролифами, что и китайское цюань - фа, корейское Квон - поп, вьетнамское куэнь - фат. Прямое его значение - учение кулака. Праведный закон кулака или наука рукопашного боя. В ряду этих равнозначных наименований японский термин получил наиболее широкое распространение и в наибольшей степени соответствует тематике этой книги. Лишь в том случае, если в Китае под цюань - фа подразумевается чаще кулачный бой без оружия, то я Японии понятие кэмпо включает любые систематизированные виды борьбы, в которых допускается использование оружия. В том же значении употребляется термин кэмпо на Западе, хотя порой встречается и вульгаризованное его толкование как одной из военно - прикладных школ новейшего времени.
В Европе и Америке все виды китайских воинских искусств нередко объединяются термином кун - фу. Однако само понятие кун - фу, проникшее на Запад в начале XX в. и укоренившееся в послевоенный период, совершенно неадекватно тому, что оно сейчас обозначает. Слово кун - фу, взятое на вооружение европейцами, происходит от китайского гун - фу - усердныезанятия, тренировка в любом виде физической и духовной культуры. К воинским искусствам гун - фу прямого отношения не имело и не имеет. Это искусственное обозначение китайского бокса, несущее в себе целый комплекс заведомо искаженных представлений с сильным налетом восточной экзотики. Именно поэтому слово кун - фу, хотя в наши дни оно и перекочевало в новом значении из США, Англии и Франции обратно в Гонконг и на Тайвань, неприемлемо. Кроме того, китайское понятие кун - фу не лучшее определение для воинских искусств Японии, о которых идет речь в книге. Может быть универсального определения родственных комплексов воинских искусств вообще не существует, но кэмпо представляется наиболее точным из всех возможных вариантов. Тем не менее, поскольку слово кэмпо не отражает национальной специфики и своеобразия различных ответвлений, избежать использования некоторых китайских, японских или корейских терминов в работе оказалось также невозможным, тем более, что все они давно уже имеют хождение в странах Запада.

Какой же смысл в понятии кэмпо заложен? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо - это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо - также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма, достижения гармонии с миром и с самим собой.
Условно можно выделить следующие источники кэмпо: даосская философия, выдвинувшая идеи пустоты, борьбы сил инь и Ян, взаимодействия пяти первоэлементов. Недеяния, мягкости, естественности, метаморфоз.

Йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога.

Традиционные теории китайско - тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и меридианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики организма (ци- гун.
Бионика древности, наблюдение за повадками животных, из которого возникли так называемые звериные стили кэмпо.
Локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей.

Опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы.
Чань (дзэн) - буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении.
Можно также обозначить составные части кэмпо, сохранившиеся с древности до наших дней:

- Конфуцианские этические нормы в формировании личности;.
- Разнообразная детально разработанная методика обучения: подготовки тела, психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и формами - образами;.
- Обширнейший арсенал приемов борьбы во всем многообразии национальных видов, направлений, стилей и школ.
Только такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как единую систему, как культурологический феномен, как особую область знания, как учение.

В Китае в середине I тысячелетия нашей эры четко обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и буддийскую.
Даосская ветвь кэмпо породила многочисленные школы так называемого мягкого, или внутреннего, направления, в которых делался упор на развитие энергетических способностей организма, на управление биоэнергией ци, позволяющей многократно усилить изощренные приемы рукопашного боя. Местом зарождения внутреннего направления по традиции считается гора удан в провинции хубэй, где некогда жил легендарный отшедьник - воитель, а ныне находится даосский монастырь. Иногда тайцзи - цюань, ба гуа - чжан, Син - и и все прочие внутренние школы (нэй -цзя) объединяются понятием удан - пай (направление удан. Внутреннее направление кэмпо практиковалось в бесчисленных даосских сектах.
Монастырские буддийские школы, ведущие происхождение от чаньской обители шаолинь, предпочитали так называемое внешнее направление кэмпо (вай -цзя), в котором особое внимание уделялось закалке тела, развитию скоростно - силовых качеств - словом, всего, что сейчас на Западе ассоциируется с понятием кун - фу и каратэ. Существовали также промежуточные варианты, например, направление эмэй - шань - цюань, сочетавшие основные характеристики мягких и жестких школ.

Классификация и систематизация эзотерических школ и стилей кэмпо - дело будущего, по трудности сопоставимое с составлением системы природы Линнея. Весьма приблизительно можно наметить такое соподчинение. В рамках каждого из двух направлений классического кэмпо - даосского (внутреннего) и буддийского (внешнего) существуют исторически сложившиеся большие школы типа тайцзи - цюань.
Или шаолин - сьщюань. Каждая такая школа насчитывает десятки, иногда сотни тысяч адептов. Внутри большой школы действуют малые школы, связанные с личностью какого-либо выдающегося мастера и имеющие тенденцию к постепенному обособлению. В пределах малой школы периодически возникают видовые и подвидовые ответвления, порождающие новые авторские стили. Кроме того, внутри больших и малых школ подразделяются звериные стили - например, пять стилей шаолиня (тигр, дракон, леопард, журавль и змея) или двенадцать стилей школы багуа - чжан. Отдельные звериные стили также могут обособляться и выделяться в школы типы школы обезьяны, школы кузнечика - богомола и т. п. внутри такой школы образуются разновидности: прыгающая обезьяна, валяющаяся обезьяна и т. п. в некоторых малых школах подвидовое деление объясняется нарастанием степени сложности техники, например, восемь подвидов школы пьяницы - от пьяницы с чашечкой до пьяницы с бочонком.
Школы, поставленные в условия жесткой конкуренции, обычно засекречивали технику и методику тренировок, но иногда, в виде исключения, происходило объединение двух или даже трех школ, как это было при создании школы трех мастеров Цай - ли -Фо- цюань.
Уже в наши дни предпринималось немало попыток соединять различные школы, внешние и внутренние направления, взяв отовсюду наиболее ценное, смешивая элементы разных национальных систем кэмпо. Такая тенденция к синтезу естественна для нашей эпохи, когда рассекречивание школ и развитие информационной сети дает возможность активного обмена опытом. Однако ценность подобных синтетических систем пока представляется проблематичной, поскольку им ясно недостает шлифовки временем, отточенности и филигранности классических чистых школ, являющихся собой проверенный поколениями путь.

На территории Китая, например, еще в начале XX в. насчитывалось несколько сотен школ цюань - шу, так что направления, стили и формы рукопашного боя были представлены в невиданном изобилии. Столь же разнообразны были и комбинированные школы рукопашного боя дзю - дзюцу, кэндо, иаи - дзюцу в Японии.

С древности школы в Китае и в сопредельных странах существовали в различных ипостасях. Все школы можно условно разделить на религиозно - сектантские и светские. К первым относятся орденского толка воинственные монастырские общины в буддийских обителях и даосские секты, включающие практику гун - фу военно - прикладного характера в свои радения. Поскольку чань (яп. Дзэн) - буддизм внес наиболее заметный вклад в формирование философской базы воинских искусств, в первую очередь именно чаньские монастыри не только в Китае, но также и в Корее, Японии и Вьетнаме становились хранителями и рассадниками традиций кэмпо. Классическим примером служит знаменитый монастырь шаолинь, прославившийся как академия у - шу и ставший собирательным образом: ведь помимо основного монастыря шаолинь в хэнани существовали и другие монастыри того же названия по всей поднебесной, где обучение велось по сходной программе с небольшими модификациями. Однако в средневековой Японии, например, носителями традиций кэмпо были не только дзэнские монахи, но и так называемые монахи - воины (сохэй), принадлежавшие к секте тантрического буддизма сингон, а также жрецы некоторых синтоистских храмов, посвященных богу войны хатиману или каким-нибудь местным воинственным божествам.
Светские школы были весьма разнообразны по назначению. Часть из них обслуживала армию: императорскую гвардию в Китае, повстанческие отряды тайпинов, самурайские дружины, клановые дружины лазутчиков ниндзя и т. п. кроме того, имелись частные школы: фамильные (для кровных родичей) и платные - для избранных.
В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме понятие воинских искусств наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе. Не победа над противником была конечной целью кэмпо, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо становилась школой жизни.

Система обучения в кэмпо, как небо от земли, была далека от спорта и от военно - прикладных дисциплин. Впрочем, это сравнение обратимо, поскольку в восточной космологии человек считается порождением неба и земли, а значит, сочетает в себе оба начала. Со временем классические воинские искусства нашли применение и в спорте, и в кровавых битвах, но ни то, ни другое не определяет их изначальной сущности.

Лишь в том случае, если бы дело было , внимание, только в приемах борьбы, кэмпо скорее всего окончательно выродилось бы после появления огнестрельного оружия, как это произошло с рыцарскими единоборствами в Европе. Однако традиция живет.

Мастера кэмпо неизменно становились героями народных преданий и легенд, рыцарских баллад, сказаний, романов и драм, а в наши дни они заполонили кино и телеэкраны. Среди подобных героев можно выделить знаменитых военачальников, предводителей народных восстаний, странствующих рыцарей - защитников угнетенных и обездоленных, профессиональных телохранителей и охранников купеческих караванов, вольных самураев - ронинов, монахов - ямабуси, средневековых лазутчиков - ниндзя, основателей и наставников различных школ воинских искусств.

В средние века воинские искусства от человека всей жизни требовали. Их девизом было: все или ничего. Старые мастера сравнивали кэмпо с кипятком - стоит ослабить огонь в груди, и кипяток превратится в простую воду. Но сами по себе занятия воинскими искусствами не обязательно должны были превратить человека в сурового подвижника, чуждого радостям жизни. Пламя, возникшее из внутренней энергии, не сжигало - оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло и восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству.

Не случайно понятия вэнь (культура) и у (воинственность) в истории дальневосточной цивилизации не только соприкасаются друг с другом, но и тесно переплетаются. В конфуцианском комплексе шести искусств (лю- и) наряду с этикетом, музыкой, каллиграфией и математикой значились также управление колесницей и стрельба из лука. Но и в действительности значение воинских искусств гораздо шире было. Только в том случае, если считать изящные искусства одной половиной духовной жизни образованного человека, то второй половиной, несомненно, будут для Японии, Китая, Кореи и Вьетнама искусства воинские во всей их сложности и многоплановости. Ли Бо, великий поэт эпохи тан, был прекрасным фехтовальщиком, знаменитый фехто.