Сан - Агустин. Ezomir.
Сан - Агустин - это историческая область площадью 500 квадратных километров, расположенная на юге Колумбии на высоте 2000 м над уровнем моря между западными, центральными и восточными отрогами Кордильер. Отсюда берут начало главные колумбийские реки - Магдалена и Каука. Именно здесь на протяжении почти семнадцати столетий развивалась эта культура индейцев.
Точная дата неизвестна ее возникновения. Специалисты - археологи, проводившие раскопки в этой местности сделали радиокарбонный анализ древесного угля, некоторых древних сооружений и датировали их II веком до н. э. к еще более раннему времени - примерно к 545 году до н. э. - был отнесен деревянный саркофаг, обнаруженный археологом ван дер хаммером в могильнике лавапатаса. На этих землях находят и более древние могильники и поселения, судя по всему, относящиеся к III тысячелетию до н. э.
Исчезла цивилизация сан - Агустина, как считают ученые, еще до начала покорения индейских народов европейцами - около 1200 года н. э.
Обитатели сан - Агустина входили в так называемую пуэбло - андскую группу американских индейцев. Так специалисты именуют племена, обитавшие на тихоокеанском побережье южной Америки к Западу от Анд и на юге и юго-западе северной Америки. По мнению известного российского ученого - американиста и дешифровщика письменности Майя Юрия кнорозова, представители этой группы появились в новом свете последними в первой волне переселенцев из Азии, то есть 54-56 тысяч лет назад.
Согласно теории испанского антрополога и географа Хуана виво некоторые из пришедших в Америку народов первоначально обосновались на территории современной Колумбии и образовали новую культуру, распространившуюся затем на север. Правда, есть и другая теория: многие исследователи считают, что, наоборот, колумбийские индейцы испытали влияние и с севера, и с юга и в своей культуре синтезировали две различные социально-экономические и религиозные системы.
К настоящему моменту ученые обнаружили в местности сан - Агустин следы примерно тридцати поселений. Здесь же найдены более трехсот скульптур, сотни всевозможных предметов, статуи, барельефы и стелы из вулканической породы. Например, в районе лавапатас есть скала, целиком покрытая резными изображениями лягушек, саламандр, ящериц, змей, головастиков.
Но самые удивительные памятники сан - Агустина - это скульптурные изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян, сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или камнем) в левой. У большинства из них над головой или на спине высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая - всегда голова животного. И фигуры с детьми на руках попадаются. У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с тем животные с предельной точностью изображены.
Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры?
Человек - ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе "Превращался" в ягуара при отправлении религиозных культов. Вообще присутствие ягуарьих мотивов - одна из главных загадок сан - Агустина. Данное животное никогда не обитало в Андах. Но при этом оно занимало важнейшее место в религии не только санагустинцев, но и их ближайших соседей - центральноандинской цивилизации чавин, что в переводе значит "Сыновья Ягуара с Копьями". Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют "Ягуарьими Индейцами".
Ягуар для этих людей тотемным животным был. Легенда гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии своего происхождения придерживались и санагустинцы. Кстати, атрибутами власти правителей индейцев Майя, ровесников и родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у каменного сан - агустинского шамана во рту клыки красавца хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают шлемообразный головной убор властителей Майя, выполненный в виде головы ягуара с распахнутой пастью.
Не случайно и то, что в руке человек - ягуар держит мяч. Известно, что у ольмеков мяч был символом вселенной. Большое значение "Ягуарьи Индейцы" придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как битва света с тьмой за право освободить солнце из оков преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили, что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового солнца. Можно предположить, что и в сан - Агустине образ мяча обладал космологическим содержанием.
Что касается статуй с двумя головами - человека и животного, то таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят санагустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и Майя нагуаль - это колдун, шаман, способный перевоплощаться в животное, а тональ - это животное, в котором человек сохраняет половину своей души и с которым связан единой судьбой. Тональ - тотемное животное. Владеющий даром становиться им - нагуаль. Правда, самый известный мистик ХХ века мексиканец Карлос Кастанеда предложил несколько иное толкование этих терминов: тональ - рациональная, познаваемая реальность, где протекает жизнь человека. А нагуаль - иррациональная, не поддающаяся объяснению составляющая человеческого бытия.
Характерные для сан - Агустина каменные фигуры людей в масках орла, птиц со змеей заставляют вспомнить историю образования ацтекской империи. Первые ацтеки были изгнаны с насиженных мест могущественными кулуаканцами, у которых служили наемниками. Верховный бог уитцилопочтли приказал ацтекам идти на юг до того места, где им явится знамение. Долгие годы скитались они, пока не оказались на берегу озера тескоко в долине мехико. Их взору предстал сидящий на кактусе орел, пожирающий змею. Здесь они, повинуясь божеству, решили основать свое государство. Произошло это в XIV веке, уже после исчезновения сан - Агустина. Возможно, что сакральные представления об орле и змее изначально возникли у колумбийских племен и спустя столетия передались их северным собратьям - ацтекам.
Еще одной отличительной особенностью сан - Агустина считаются. Захоронения. Сан - Агустин - единственная в южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан - агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых в частности. Санагустинцы не противопоставляли так категорично, как в "Белой" цивилизации, земную и загробную жизнь. Умы индейцев постоянно занимали вопросы о сущности и смысле ухода в мир иной, о том, что происходит в невидимой дали, скрывающейся за границей осязаемой реальности. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.
Археологи выделяют три типа сан - агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов полихромным геометрическим орнаментом покрыты. Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные украшения храмовых построек доинкской культуры мочика.
Но в целом о сан - Агустине и сегодня пока известно немного. Архитектурные сооружения - фактически единственный источник информации. Некоторые сведения получены косвенным образом, путем сравнения и сопоставления с другими культурами. Множество памятников было разграблено конкистадорами и могильными ворами. Большое количество вещей вывезено за пределы Колумбии. Так, немецкий археолог пройсс в начале ХХ века переправил в Берлин массу ценнейших Находок. Санагустинцы не рассказали о себе сами, поскольку у них не было письменности, а испанские хронисты, въедливо изучавшие экзотические индейские племена, не посвятили ни одного труда древним жителям юго-запада Колумбии, так как те по неясным причинам сошли с исторической сцены за три века до эпохальной "Встречи Двух Миров" в 1492 году.