Родословная живущих на лице клещей с человеческой совпала.

17.12.2015 в 10:28

Генетический анализ митохондриальной днк микроскопических клещей, обитающих на коже подавляющего большинства людей, позволил проследить их сегодняшнее разнообразие и эволюционную предысторию. Они расселялись и следовали за популяциями людей сотнями тысяч лет, так что исследование, о котором сообщает журнал Pnas, может послужить весомым доводом в пользу доминирующей сегодня гипотезы об африканском происхождении человека. Кратко о работе рассказывает пресс-релиз академии наук Калифорнии.

Родословная живущих на лице клещей с человеческой совпала.
Угревые клещи Demodex обитают на коже подавляющего большинства людей, у одних появляясь время от времени, у других сохраняясь постоянно - а к старости встречаются почти у всех. Питаются они сальными выделениями желез (в основном, на лице), как правило, безобидны, и лишь в некоторых случаях могут вызывать раздражение и заболевания кожи и глаз. Возможно, это одни из древнейших "Друзей Человека": по данным новой работы, проведенной Мишель тротвейн (Michelle Trautwein) и ее коллегами, нас с демодексами связывают сотни тысяч лет совместной эволюции.

Авторы получили образцы с кожи на лице 70-ти человек из разных стран мира, выделили из них клещей Demodex Folliculorum, а из их клеток - 241 образец митохондриальной днк (мтДНК. Установив нуклеотидные последовательности, ученые провели их филогенетический анализ, обнаружив различия в популяциях демодексов у представителей различных регионов. Было выделено несколько "Семейств", имеющих распространение у большого числа людей, включая африканскую, латиноамериканскую и азиатскую линии, а также представленную повсеместно европейскую.

"Древняя География Расселения Народов в Большой Степени Соответствует Распределению Линий Угревых Клещей", - пишут авторы. Этот состав часто передается из поколения в поколение, так что у некоторых афроамериканцев, например, обнаруживаются демодексы, предки которых приехали с их предками еще из Африки.

"То, что мы лишь теперь начинаем открывать, насколько тесно переплетена наша история с историей клещей на нашем теле, просто шокирует, - говорит тротвейн, возглавляющая группу исследователей центра сравнительной геномики в Сан-франциско. - Это не просто жучки на наших лицах, это рассказчики. Они о нашей древнейшей истории рассказывают".

В самом деле, обнаруженное у жителей разных регионов расхождение линий демодексов согласуется с принятой сегодня гипотезой об африканском происхождении человека. С другой стороны, оно демонстрирует и устойчивость их популяций: "Своих" клещей человек сохраняет практически всю жизнь, и "заразиться" чем-то новым от других почти невозможно. Роман фишман.