Ридли Скотт: "Главный Злодей"марсианина" - красная планета".
( Факты@Science_Newworld).
Ридли Скотт рассказал о работе над экранизацией романа Энди уира "Марсианин", создании образа красной планеты, сочетании натурных съемок с компьютерной графикой, сотрудничестве с Мэттом Дэймоном и своих планах на будущее.
На премьере фильма вы признались, что сначала не знали, как подступиться к сценарию. С чем это было связано?
- Я заинтересовался научной фантастикой после того, как в мои руки попала одна из книг Герберта уэллса. После выхода на экраны ленты "2001 год: космическая одиссея " я твердо решил связать свою жизнь с миром кино. Главное отличие "Марсианина" от других моих фильмов этого жанра заключается в том, что в нем речь идет о настоящей науке. Должен признаться, в школьные годы я не был прилежным учеником. В 1952 году по успеваемости я занимал последнее место в своем классе. Я не был глуп, но естественные дисциплины давались мне с огромным трудом. Думаю, не последнюю роль в этом сыграло то, что мой отец был военным. Мы часто переезжали, из-за чего в детстве я сменил добрый десяток школ. Я до сих пор считаю себя кем-то вроде пещерного человека, потому что предпочитаю выражать свои идеи в виде рисунков.
Эта привычка вам в работе помогает?
- Конечно. Рисовать у меня получается неплохо, ведь я семь лет учился в школе искусств. Я могу самостоятельно сделать раскадровку своего фильма. Всегда приятно иметь возможность создать превизуализацию сцен до начала съемок. Для каждого нового проекта я стараюсь создать множество иллюстраций, которые здорово помогают выстроить идеальные кадры. Быть может, именно такая подготовка и помогла нам завершить съемки "Марсианина" всего за 74 дня. Некоторые режиссеры фильмы подобного масштаба по полгода снимают. Прямо сейчас я занимаюсь раскадровками сиквела "Прометея", чтобы приступить к съемкам в начале следующего года. Сейчас у меня на руках три десятка страниц, а к рождеству будут готовы уже две сотни.
Правда ли, что вы предпочитаете обходиться минимумом компьютерной графики?
- Многие говорят, что использование CGI позволяет сэкономить бюджет, но сейчас качественная компьютерная графика стоит довольно дорого. Я всегда стараюсь создать настоящие декорации. К примеру, мы построили примерно сорок процентов от финальной версии Колизея из "Гладиатора". Верхний ярус арены был создан экспертами по компьютерной графике, за счет чего нам удалось снизить стоимость фильма. Часть работы над "Марсианином" проходила в съемочных павильонах в Будапеште, которые оказались даже больше, чем в знаменитой лондонской студии Pinewood.
- В нашем распоряжении был новенький зеленый экран высотой в 20 метров, но при этом мы не стали совсем отказываться от строительства декораций. Любой актер предпочитает работать в окружении реальных предметов, а не стоять в одиночестве на фоне зеленого экрана. В "Черном Ястребе" практически не было компьютерной графики, но в случае с "марсианином" мы не могли без нее обойтись. Постпродакшн занял у нас 25 недель. К счастью, переход на цифровой формат привел к тому, что режиссерам больше не нужно возить с собой километры кинопленки.
Сложно ли убеждать студийных боссов в том, что проекты с научной основой тоже способны становиться головокружительными блокбастерами?
- Я всегда старался рассказывать истории, которые заставляют зрителей думать. Некоторые из таких проектов в итоге оборачивались успехом, другие встречались довольно прохладно, однако я продолжаю гнуть свою линию. Забавно, но многие критики обвиняют меня в том, что в своих фильмах я делаю акцент на визуальной составляющей. В этот момент мне всегда хочется ответить, что я снимаю фильмы, а не занимаюсь радиопостановками.
Повлиял ли на "Марсианина" успех "гравитации"?
- Конечно. Альфонсо куарон снял великолепный фильм, в котором Сандре буллок блестяще удалось приковать к себе внимание зрителей. Не говоря уже о том, насколько впечатляющей эта лента была в визуальном плане. За последние годы на экраны также вышли такие замечательные фильмы о космосе, как "Интерстеллар" и "стражи галактики". Нам тоже есть чем удивить зрителя. На мой взгляд, в "Марсианине" найден баланс между краеугольными камнями успеха - эмоциями, экшеном, драмой и юмором.
Мэтт Дэймон обычно не ассоциируется с комедиями.
- Из драматических актеров порой получаются прекрасные комики. У зрителей появляется улыбка на лице от того, что они видят естественную реакцию героя Мэтта на то или иное событие, а не попытки искусственно поставить его в забавную ситуацию. Дэймон похож на меня: для него тоже важна история, а не коммерческий потенциал проекта.
Согласны ли вы, что разговоры главного героя на камеру напоминают закадровый голос из "Бегущего по Лезвию"?
- Для нашего Робинзона камера стала кем-то вроде пятницы. Во время реальной миссии на Марс камеры Gopro повсюду будут. Лишь в том случае, если с ними что-нибудь случится, на земле захотят узнать, как и почему это произошло.
Ваши фильмы сильными женскими персонажами славятся.
- Я изначально представлял себе руководителя миссии женщиной, ведь назначение на столь важную должность должно обходиться без предрассудков. Этот пост доверили бы самому достойному кандидату. Джессика честейн блестяще воплотила образ командира экипажа. У меня перед глазами всегда был пример сильной женщины, ведь моей маме приходилось управляться с тремя сорванцами. Приятно знать, что "Чужой" повлиял на гендерную ситуацию в голливуде. Изначально имя рипли в сценарии носил мужчина, но я решил изменить пол персонажа. К счастью, руководство студии не стало протестовать. Мне оставалось лишь найти подходящую актрису, и в этот момент на пробы пришла Сигурни уивер в туфлях на высокой шпильке и с прической афро.
Режиссер "Аполлона 13" Рон Ховард признался, что для него было вызовом снять фильм, в котором нет секса, насилия и злодеев. Вы с ним согласны?
- Это действительно непростая задачка. Впрочем, главным антагонистом нашего фильма можно считать сам марс. Красная планета - удивительно величественный злодей, который не знает жалости к своим гостям.
Сложно ли было создать образ марса?
- Основную часть работы мы вели в лунной долине в Иордании. Я вади рам восьмым чудом света считаю. Мне всего лишь нужно было снимать пустыню в нужное время с правильных точек, а уже на стадии постпродакшн наша команда создала эффект красного песка. Картинки, которые присылают на землю марсоходы, оказываются довольно скучными. Кругом только песок и равнины. Все потому, что никто пока не рискует посылать многомиллионные аппараты в горные районы. Мы учли тот факт, что на марсе есть огромные вершины вроде вулкана гора Олимп, высота которого на несколько километров выше Эвереста. Надеюсь, зрители останутся в восторге от нашей красной планеты.