Последний поцелуй перед катастрофой.

15.11.2015 в 00:52

( Астрономия@Science_Newworld).

Международная группа астрономов при помощи очень большого телескопа ESO обнаружила очень горячую и массивную двойную. Ее компоненты расположены так близко, что соприкасаются друг с другом. Экстремальная двойная система Vfts 352, возможно, приближается к драматическому концу своего существования: ее компоненты либо сольются в одну гигантскую звезду, либо образуют двойную черную дыру.

Последний поцелуй перед катастрофой.
Двойная система Vfts 352 расположена примерно в 160 000 световых лет от нас в туманности тарантул - самой активной области звездообразования в окружающем нас участке вселенной. Новые наблюдения с телескопом ESO VLT показали, что эта пара молодых звезд - одна из самых странных и необычных из всех известных нам двойных.

Последний поцелуй перед катастрофой. 01
Система Vfts 352 состоит из двух очень горячих, ярких и массивных звезд, совершающих полный оборот вокруг общего центра тяжести немного более, чем за один земной день. Оба компоненты системы классифицируются как звезды O - класса. Обычно такие звезды в 15 - 80 раз более массивны, чем солнце, и могут быть в миллион раз ярче него. Они так горячи, что сияют бриллиантовым бело - голубым светом, а их поверхностные температуры превышают 30 000 градусов цельсия. Расстояние между центрами звезд пары - всего 12 миллионов километров. Это так близко, что фактически поверхности звезд соприкасаются, образуя между собой "Мост". Vfts 352 является не только самым массивным объектом из немногочисленного класса "Сверхконтактных Двойных" (ее общая масса около 57 масс солнца), но и самым горячим - поверхностная температура входящих в систему звезд превосходит 40 000 градусов цельсия.

Такие экстремальные звезды, как компоненты системы Vfts 352, играют ключевую роль в эволюции галактик. Считается, что именно они являются главным производителем таких элементов, как кислород. В двойных этого типа также происходит экзотическое явление "Звездного Вампиризма" - меньший компонент системы "высасывает" вещество с поверхности своего более крупного соседа.

Однако, в случае Vfts 352 звезды системы почти одного размера. Поэтому "Высасывания" вещества не происходит, зато оно становится общим для обеих звезд: согласно оценкам, в "совместном пользовании" находится примерно 30 процентов их вещества.

Такие системы крайне редки: эта фаза жизни звезд исключительно коротка и вероятность "Поймать" ее очень низкая. Так как звезды системы очень близки, астрономы считают, что мощные приливные силы усиливают перемешивание вещества в их недрах.

"Vfts 352 - Наиболее Яркий из Известных Примеров Горячей Массивной Двойной, в Которой Может Происходить Такое Внутреннее Перемешивание", - говорит ведущий автор работы Леонардо альмейда (Leonardo A. Almeida) из университета сан Пауло (Бразилия. "Это замечательное открытие. Астрономы предсказывают, что Vfts 352 ждет один из двух возможных катастрофических сценариев. Один из них - слияние двух звезд, в результате чего, скорее всего, образуется быстровращающаяся, возможно, сильно намагниченная гигантская одиночная звезда. "Если она Будет Быстро Вращаться, это Может Кончиться Одним из Самых Мощных Взрывов во Вселенной -"длинным" гамма - всплеском", - говорит ведущий ученый проекта юг сана (Hugues Sana) из левенского университета (University of Leuven) в Бельгии. Гамма - всплески (Grbs) - вспышки высокоэнергетического гамма-излучения, регистрируемые спутниками земли. Они бывают двух типов - короткие (не длиннее нескольких секунд) и длинные (дольше нескольких секунд. Всплески второго типа более часты; считается, что они происходят при гибели массивных звезд. Он с очень высокоэнергетическими взрывами сверхновых ассоциируются.

Вторую возможность описывает ведущий астрофизик - теоретик группы Сельма де минк (Selma de Mink) из амстердамского университета: "если вещество звезд хорошенько перемешается, обе они останутся компактными и тогда слияния компонентов системы Vfts 352 может и не произойти. Тогда объекты пойдут по новому пути развития, совершенно непохожему на классическую звездную эволюцию. Компоненты Vfts 352 скорее всего взорвутся в виде сверхновых, и в результате образуется тесная пара черных дыр. Этот замечательный объект будет интенсивно излучать гравитационные волны".

Доказательство возможности этого второго эволюционного пути 6 стало бы настоящей наблюдательной сенсацией, прорывом в звездной астрофизике. Но независимо от того, как закончится жизненный путь системы Vfts 352, она уже дала астрономам возможность по-новому взглянуть на все еще плохо понятные эволюционные процессы в массивных сверхконтактных двойных звездных системах.