Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Подземный мир заполярья что скрывают льды севера.

03.06.2016 в 01:33

Ezomir.

В преданиях ненцев часто упоминается таинственный народ сиртя, обитавший на полуострове Ямал и в большеземельской тундре. Исследования этонграфов сейчас всё-таки подтверждают тот факт, что в средние века на территории крайнего севера рядом с Югрой, самоядью и печерой существовал - таки некий народ, следы которого впоследствии затерялись.
Подземный мир заполярья что скрывают льды севера.
В "Повести Временных лет" есть интересный отрывок, в котором рассказывается о том, что Югры совершали товарообмен с неким народом, язык которого им был непонятен. "Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет …", "…и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их …". Ненецкие легенды рассказывают о народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного, впоследствии этот народ "Ушёл под Землю". В северных преданиях говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза, маленький рост, и жили они в песчаных сопках.

Подземный мир заполярья что скрывают льды севера. 01
На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь - в самом деле были одним и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные источники, учёные старались найти вещественные подтверждения существования чуди - сиртя, и найденные археологические памятники севера не разочаровали исследователей. Например, в записях академика и. Лепехина (1805 г. стр 203), говорится о том, что в мезенском округе имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа. Встречаются такие "Хижины" вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие, которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них - отверстия, а внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.

Подземный мир заполярья что скрывают льды севера. 02
В 1837 г а. шренк, совершая поездку по большеземельской тундре, обнаружил в низовье р. Коротаихи "Чудские Пещеры". Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под нашу планету.

Мессионер Вениамин (1855 г) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали "Сирте -ся". В 30-е годы прошлого века в. Н. Чернецов, будучи на Ямале, собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно было встретить на северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.

Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их поселений. Сиртя - чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось, жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких документов - дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на крайний север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем а. П. ольденбургским, сохранилась.

Сам свиток с повествованием, спрятанный в цисте - сосуде, был найден в киево-печерской лавре в 1889 г, когда там велись земляные работы.

В нём монах писал о том, как специальный отряд был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после того, как на белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их в "Ворожбе", (этот случай зафиксирован в начальной летописи 1071 г. восемь ратных людей и монах Поликарп пошли мимо белоозера на север, но по дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов, убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди остановились на берегу "Великого Моря - Окияна".

После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении) повели далее в полуночный край к капищу темного властелина. Везли поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был один ларец к которому нельзя было прикасаться.

Однако Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с этим "Ковчегом Нечистого", и чудесным образом силы их восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы отдохнуть. Что это был за груз - так и осталось тайной. Питались люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву - видимо, морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его спутники видели необычное для них зрелище - север? 6