Окно Овертона, что это. "Окно Овертона". Как нами манипулируют?
- Окно Овертона, что это. "Окно Овертона". Как нами манипулируют?
- Окно Овертона это. Происхождение теории «Окно Овертона»
- Окна Овертона, что это. Немного истории про «Окно Овертона»
- Окно Овертона исторические примеры. Окна Овертона – примеры
- Видео Окно Овертона Технология уничтожения
- Окно Овертона простыми словами. 1. КАК ЭТО СМЕЛО!
- Окно Овертона примеры из жизни. Окно возможностей Овертона и легализация греха
Окно Овертона, что это. "Окно Овертона". Как нами манипулируют?
Окно овертона - это теория, описывающая методологию манипулирования человеком и обществом, с помощью социально - информационного управления, поясняющая, как достигается дегуманизация, растление, обезличивание и разчеловечивание.
Проще говоря, исследователь овертон показал, как бывшие некогда довольно жесткими табу, теряют свою абсолютную неприемлемость, и общество становится к ним более лояльным. Такого результата можно достичь центральными СМИ, используя специальные технологии управления общественным мнением.
Представим, что для каждой проблемы выделено, как бы окно возможностей. За счет того, что оно сдвигается постепенно, общество не замечает этих изменений, и лишь потом, оглядываясь назад, может вспомнить, что то, что сейчас кажется вполне приемлемым, когда-то было страшным табу. Движение этого окна может занять несколько лет, и поддерживаться активной работой СМИ над промывкой наших мозгов.
На первой стадии "Окна Овертона", некое явление из немыслимого превращается в радикальное. Примером может послужить нечто, порицаемое обществом, вроде каннибализма, инцеста, гомосексуализма и прочего. Используя некий раскрученный пример (скандал, серию запрограммированных событий), тема этого явления поднимается перед нами, и требует к себе внимания. Склоняя нас к обсуждению данной проблемы, где-то в конце маячат, якобы благие цели. То есть мы ставим вопрос таким образом: почему это табу, если есть люди, которые это делают, и никому не вредят? Мы сами не замечаем, что повестка уже сформирована: да, это запрет, но ведь мы можем говорить о нем и выражать свое мнение. Опираясь на свою цивилизованность, свободу слова и сознательность, мы отдаем себе отчет в том, что обсуждение табу еще не приводит к его нарушению. Окно сдвинулось. Однозначность проблемы разрушена, явление больше не является немыслимым, оно перешло в область радикального.
Общество проигрывает в тот момент, когда соглашается обсудить предложенную тему. Даже если оно высказывает полное несогласие, и возмущение, шаг уже сделан. Нам подкидывают провокацию, с целью проверить, как она сработает, и обычно, все начинает двигаться по запрограммированному сценарию.
На второй стадии "Окна Овертона" первоначальный смысл табу подменяется новой смысловой окраской, а также находится прецедент, оправдывающий греховное явление. То есть то, что сейчас мы воспринимаем, как абсолютное табу, нам показывают в новом свете, связывая явление с некой знаменитостью, с благими намерениями. Отсюда выводится формула вроде "Бывает и Такое, все мы Грешные".
Третья стадия разделяет одну проблему на детали, часть которых мы вполне можем принять и допустить, а другая часть все еще остается запретной. Это обуславливает появление разности взглядов на одно и то же явление. Нам предлагается взглянуть на поле боя за ту или иную проблему. Возьмем, к примеру, тему людоедства. По краям, как бы стоят искусственно созданные радикалы - те, кто категорически за, и те, кто также категорически против. Тех, кто адекватно воспринимает эту проблему, не в силах молча наблюдать, как людоедство может стать вполне приемлемым, определяют во фланг тех, кто против. Эти пугала по краям создают образ настоящих психов, они не просто выступают против людоедов, но призывают к жестокой расправе над ними. То есть, мы не видим реальных противников, а только агрессию и ненависть, и не можем принять чью-то сторону. Тут же подоспевают СМИ с доказательствами того, что человек во все времена периодически ел своего брата, и это не такая уж дикость. Тема антропофилии из области рационального движется в категорию популярного.
Четвертая стадия "Окна Овертона" характеризуется легализацией табу, обсуждением его в телепрограммах, и постепенным привыканием человека к нему. А на пятой явление становится настолько популярным, что переходит в область актуальной политики. Здесь общество побеждено уже окончательно. Под вчерашнее немыслимое табу уже готовят законодательные базы, о нем публикуют соцопросы, доказывающие, что большинство готово к легализации греха.
Окно Овертона это. Происхождение теории «Окно Овертона»
Окно Овертона (оно же окно дискурса) – это теория или концепция, с помощью которой в сознание даже высокоморального общества можно насадить любую идею. Границы принятия таких идей описываются теорией Овертона и достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов. Ниже мы подробно остановимся на каждом из них.
Джозеф Овертон
Свое название Окно Овертона получило в честь американского социолога Джозефа Овертона, который в середине 90-х годов предложил данную концепцию. С помощью этой модели Овертон предлагал оценивать суждения общественного мнения и степени его приемлемости.
По сути, он просто описал технологию, которая действует на протяжении всего существования человека. Просто в древние времена она понималась интуитивно, подсознательно, а в век технологий обрела конкретные формы и математическую точность.
Окна Овертона, что это. Немного истории про «Окно Овертона»
Окно Овертона простыми словами – это механизм, который позволяет менять общественное сознание. Теорию, согласно которой в общество можно внедрять любые бесчеловечные идеи, выдвинул профессор-социолог Джозеф Овертон. Он описывал поступательный характер насаждения, согласно которому социум незаметно для себя подготавливается к полному принятию новых взглядов. Модель состоит из шести ступеней восприятия идеи:
- немыслимо;
- радикально;
- приемлемо;
- разумно;
- стандартно;
- действующая норма.
Данная схема была актуальна на всех этапах существования человечества. В древние времена она использовалась интуитивно, а во времена информационных технологий обрела точные механизмы воздействия.
Окно Овертона исторические примеры. Окна Овертона – примеры
Понятие Окна Овертона впервые ввел в середине 1990-х годов Джозеф Овертон, старший вице-президент “Макинского Центра Общественной Политики”. Окна Овертона – это модель, разработанная для объяснения изменения государственной политики.
Идея заключается в 6 последовательных стадиях изменения общественного мнения на какое-то событие или явление. Например, переход от простой идеи к принятию соответствующего закона по данному вопросу может быть описан данной моделью, называемой Окном Овертона.
Рассмотрим 6 стадий Окон Овертона:
- Абсолютно недопустимое (даже в мыслях)
- Радикальная постановка проблемы (как правило со стороны ученых)
- Принципиально возможное
- Рациональное обоснование (необходимое)
- Обсуждаемое в СМИ
- Законодательное разрешение
Теперь на примерах рассмотрим события, к которым можно применить Окна Овертона.
Допустим, в вашей стране полностью платное образование, чтобы прийти к идее бесплатного образования разберем возможные пути развития событий по принципу Окна Овертона:
- Образование всегда было платное и ни у кого в мыслях нет обучаться на бесплатной основе
- Исследователи выдвигают теорию и заявляют, что бесплатное образование позволит поднять промышленность
- Снижается стоимость обучения и замечается повышение уровня образования населения
- Бесплатное образование появляется в некоторых учебных учреждениях, считают, что это привлечет лучшие умы в сферы государственной важности
- СМИ активно обсуждают полную отмену платного образования для всех
- Политики принимают законопроект об обязательном бесплатном образовании в стране
Другой пример – это проблема эвтаназии или убийство человека по его желанию, в связи с болезнью или его собственным желанием:
- Никто не в праве лишать другого человека жизни, даже при его желании
- Изучение вопроса эвтаназии с религиозной и медицинской стороны
- Официальная эвтаназия, как исключение для сильно больных людей
- Идея, что человек вправе сам выбирать нужно жить ему или нет
- Общественное обсуждение и голосование граждан по вопросу эвтаназии
- Принятие закона, разрешающего эвтаназию по собственному желанию человека
По такому принципу можно разобрать проблему алкоголизма, курения, абортов и т.д.
Видео Окно Овертона Технология уничтожения
Окно Овертона простыми словами. 1. КАК ЭТО СМЕЛО!
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.
У нас ведь есть свобода слова.
Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?
Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.
Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.
Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.
Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.
Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».
Окно Овертона примеры из жизни. Окно возможностей Овертона и легализация греха
Сегодня для многих стал очевидным тот факт, что разговоры, письма, круглые столы, митинги в защиту прав гомосексуалистов и прочих извращенных меньшинств – признак не взросления или демократизации общества, но процесс совершенно иной природы. Это хорошо заметно именно в России и других «нетолерантных» обществах, в отличие от «толерантных» Европы и США, где борьба за права « сексменьшинств » проходила менее остро.
Но обо всем по порядку.
Западное общество, как сегодня в России, долгое время убеждали, что защита прав сексменьшинств – элемент демократии и естественный процесс развития общественных институтов и общества в целом.
Но, как убедительно доказал в 1990 г. социолог Джозеф Овертон (1960–2003)в своей «теории окон», это совершенно не так. Оказывается, существует целая технология разрушения общественных институтов и легализации морально недопустимых идей. А проделать-то нужно всего-навсего 5 шагов!
1-й шаг. От немыслимого до радикального
Неким человеком, группой лиц или организацией предлагается для обсуждения, скажем, в академических кругах, совершенно табуированная тема. Например, педофилия .
2-й шаг. От радикального до приемлемого
Параллельно с обсуждением возникает или дает о себе знать партия педофилов, как это было в Голландии. И вот уже СМИ тиражируют эту новость в своих изданиях. Табу снято. При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе – эвфемизм. Нужно ввести в оборот новый политкорректный термин. Не содомиты, а «геи», не людоеды, а «антропофаги», не педофилы, а «детолюбы».
3-й шаг. От приемлемого до разумного
Поднимается тема любви. «Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!» В это время американские ученые признают педофилию нормой.
4-й шаг. От разумного до популярного
Интервью, откровения, ток-шоу на тему педофилии. «А знаете ли вы, что такой-то писатель / музыкант / известный общественный деятель был педофилом? Нужно принимать человека таким, каков он есть. Вам же нравятся их произведения?»
5-й шаг. От популярного до политики / нормы
«Слушайте, так много известных людей оказались “детолюбами”. В Норвегии – это вообще часть культуры. Зачем лишать людей права быть счастливыми? Давайте легализуем эти отношения, закрепив их законодательно!»
Жутко? Но вспомните: ведь именно так западный мир шел к легализации однополых браков. От недопустимого до законодательной нормы.
И этот путь продолжится хотя бы потому, что в Голландии действительно существует, правда уже на полулегальном положении, партия педофилов , а «ученые» из США действительно признали педофилию нормой .
Впрочем, и это еще не конец. Есть еще и 6-й шаг , как это можно видеть в некоторых европейских странах. Это шаг от нормы к диктатуре. Всех не согласных будут сначала штрафовать , потом сажать в тюрьмы , а потом, возможно, и казнить – это лишь вопрос времени.
Как этому противостоять? Просто расскажите другим. Кто предупрежден, тот вооружен.