Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Обычаи и культура древних скифов.

02.05.2017 в 10:29

О происхождении скифов ученые до сих пор спорят. Существует множество различных точек зрения, но, в основном, историки примыкают к одной из двух наиболее доказанных и распространенных гипотез.
Первая гипотеза Борису Николаевичу гракову принадлежит. Он считал, что скифы произошли от срубных племен бронзовой эпохи, которые населяли северное Причерноморье. С середины II тысячелетия до нашей эры, эти племена смешивались со скифами. Культура срубных племен в основу культуры скифов легла
Обычаи и культура древних скифов.. Несмотря на это, присутствие звериного стиля в скифской культуре, а также некоторое оружие, по мнению б. Н. гракова, были привнесены извне. Специалист по скифам и хазарам, М. и. Артамонов, поддерживает версию б. Н. гракова. Он, так же, как и Борис Николаевич, считал, что срубные племена были предками скифов, но возникновение самобытной скифской культуры приписывал влиянию передней Азии.


Автор второй гипотезы, а. и тереножкин, полагает, что население северного Причерноморья не имеет никакой этнической и культурной связи. По его мнению, скифы не возникли на территории нынешней Молдавии, а пришли сюда из глубин Азии.
Общепризнанная история скифов и их государства берет свое начало с Viii века до нашей эры. Спустя примерно 100 лет скифы вытеснили с северного Причерноморья, царствующих здесь до этого, киммерийцев. После этого скифы пошли в малую Азию, мидию, Палестину и Сирию. В передней Азии они создали свое государство, но в VI веке до нашей эры были вытеснены с этой территории. Доподлинно известно, что скифы побывали и на северном Кавказе.
Отношения с крупными городами северного Причерноморья, активная торговая, политика скифов (была распространена в том числе и торговля рабами), способствовали классовому разделению скифского общества. Со временем в государстве скифов появилась монархия, в которой власть передавалась по наследству. Власть царя была неоспоримой и, безусловно, давалась богом. Однако все же ограничивалась - союзный совет и народное собрание не позволяли сделать монархию абсолютной. Выделялась военная аристократия, а также "Класс" жрецов. Во время войны с персами во главе с царем Дарием, скифским государством управляло сразу три царя.

В конце V - начале IV веков до нашей эры военные позиции скифов устремились на юго-запад. Начало военных действий во фракии привело к войне с царем Македонии - Филиппом. В этой войне погиб царь скифов - атей. Спустя 8 лет наместник Александра македонского напал на западную часть скифского государства, но получил достойный отпор - все вражеское войско было уничтожено.
Каменское городище, площадь которого составляет почти 1200 гектаров, являлось центром скифского царства. Социальные изменения, произошедшие у скифов, сильно отразились не только на их истории, но и на культуре. В Приднепровье начали появляться огромные курганы, в которых хоронили местных аристократов. Похоронами одного человека не обходились, и, вместе с умершим, скифы хоронили его жену, наложниц, слуг, лошадей, полагая, что в той, загробной, жизни они обязательно пригодятся знатному человеку. В курган воинов часто оружие клали. Вообще, курганы аристократов - это своеобразные клады, т. к. нередко в них можно обнаружить посуду из драгоценных металлов, греческую расписную керамику, тонкие и изящные ювелирные украшения.

В III веке до нашей эры площадь земель, принадлежащая скифам, стала уменьшаться. Виной тому - народ сарматы, пришедший из-за Дона. Оставшиеся в живых скифы перешли через Дунай и осели там, однако часть Крыма и нижняя часть долины Днепра остались территориями, подвластными этому гордому народу.
Спустя почти двести лет на месте нынешнего Симферополя была построена крепость керменчик. Ученые также обнаружили город, построенный на двести лет раньше керменчика - Ак - кай. По мнению руководителя археологической экспедиции, Ю. Зайцева, Ак - Кай обладал статусом столицы.
В I веке до нашей эры скифское царство оказалось в зените своей славы и величества, но вскоре после неудачной войны оно утратило свое единство.
Скифское царство сохраняло свое величие вплоть до второй половины III века, но народ "Растворился" несколькими веками позже. Когда началось великое переселение народов, скифы утратили свою этническую общность и смешались с другими племенами. Название "Скифы", к слову, не исчезло - теперь так назывались различные народы, проживающие на "скифской" территории, в том числе и славяне.

Древние письменные источники рассказывают об огромном количестве жестоких и не очень обычаях скифов. Например, скиф должен был испить кровь своего первого убитого врага. Из черепов врагов, доставлявших при жизни особые неудобства скифам, обычно делали чаши для вина.
Также большую популярность гадание имело. Гадать можно было на связках с прутьями или с помощью липовой мочалы.
По скифским поверьям, причиной всех болезней царя, являлась ложная клятва его подданных. Поэтому, когда царь болел, скифы обращались к самым уважаемым предсказателям с просьбой найти виновника. Казалось бы, так можно выбрать любого человека и выдать его, как виновника. Однако в случае, если человек, на которого указали предсказатели, не виновен, их самих ждала смерть.
Дружбу скифы подтверждали особенным и, в целом, понятным, ритуалом: в чашу будущие товарищи наливали вино, добавляя свою кровь, а после, произнеся необходимые для такого случая клятвы, выпивали его. Друзей у настоящего скифа не могло быть много, максимум, трое, иначе его статус ставили вровень со статусом распутной женщины.

Еще один интересный обычай с местью врагам связан. В том случае, если по какой-то причине скиф не мог расправиться со своими врагами самостоятельно, ему следовало попросить помощи. Для этого необходимо было убить быка, сварить его мясо и сесть на шкуре, разостланной на земле. Любой человек мог взять кусок мяса, но при этом должен был поклясться привести с собой число людей, которое он считает нужным, предварительно наступив на шкуру. Именно так собирались воины, готовые отомстить обидчику своего соплеменника. Ezomir.