Невры: племя людей - обротней среди предков беларусов и литовцев.
Ezomir.
В античную эпоху невридой называли загадочный и волшебный край с непроходимыми болотами, чистыми озерами и буреломными лесами. Чужеземные торговцы не рисковали приходить сюда, устрашенные слухами о леших, водяных нимфах и лесных чудовищах. Даже соседи невров мало что о них слышали. И тем не менее эти таинственные люди в реальности существовали.
Как и многие другие народы древности, невры впервые были упомянуты Геродотом. Их описание в четвертой книге его "Истории" является древнейшим письменным источником, посвященным истории восточной Европы. Геродот, писавший около 450 года до нашей эры, сообщает о походе персидского царя Дария на скифов, примерно за 100 лет до того, и перечисляет названия и положение пограничных народов. Среди них он называет невров, андрофагов, меланхленов и будинов, живших на севере от скифов.
"Отец Истории" сообщает о неврах следующее: "северные части скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру (Дунаю), граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами". Далее он продолжает: "Истр - первая река скифии, за ней идет тирас (Днестр. - Прим, авт. Последний начинается на севере и вытекает из большого озера на границе скифии и земли невров. В устье этой реки живут эллины, называемые тиритами".
В данном случае Геродот имел в виду жителей греческой колонии тира, основанной на берегу днестровского лимана. Ныне там расположен город Белгород - днестровский одесской области Украины.
"Севернее ализонов живут скифы - земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня", - заканчивает описание античный историк.
Сведения, которые он сообщил, позволяют с высокой степенью достоверности установить местонахождение земли невров. Во-первых, река Днестр, вытекающая из большого озера на севере, является границей между скифией и землей невров. Поскольку Днестр вообще не связан с озерами, можно предположить, что под "Большим Озером" Геродот подразумевает припятские болота, которые вполне могли стать естественной границей.
Во-вторых, поселения невров находятся на расстоянии 3 дней плавания на Восток или 11 дней - вверх по Днепру от города Гилы на берегу черного моря. Отсюда следует, что земли скифов - земледельцев располагались в нижнем и среднем поднепровье. Неврида, таким образом, находилась в верхнем течении Днестра и Буга - к северу от скифских земель.
Получается, что невры составляли отдельный народ, который сыграл свою роль во время персидского нашествия, потрясшего всю скифию. Известно, что царь невров принял участие в совете скифских царей. А когда началось нашествие и скифы отступили в их земли, невры бежали на север в безлюдную пустыню.
Показательно, что упоминания о неврах встречаются до IV века, причем римские историки пишут, что невры жили у истоков Днепра. Но все дошедшие до нас сведения отрывочны и лаконичны. Так что же представлял собой этот странный и скрытный народ?
Сам Геродот лично невров не видел. Но наслушался о чудесах, творившихся в их землях, от скифов и греческих колонистов Ольвии, тиры и никония. Именно этот греческий историк "Подлил Масла в Огонь", когда сообщил ряд мистических и странных фактов о данном племени.
В частности, он написал, что невры за одно поколение до похода Дария (то есть в середине VI века до нашей эры) переселились со своей родины в землю будинов "Из-за Змей".
То ли действительно в тот год произошло невиданное нашествие этих пресмыкающихся, то ли под "Змеями" Геродот подразумевал врагов этого народа, - сказать трудно.
Далее в описании невров он еще больше заинтриговывает читателей, сообщая буквально следующее: "эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик".
Это сообщение позволило ученым проследить представления об оборотнях - волках в глубинах истории. Ведь приведенная античная легенда о превращении невров в волков являлась вплоть до начала XX века популярным мотивом украинского, белорусского и литовского фольклора.
Можно предположить, что и серый волк, верный друг Ивана - царевича, пришел в наши сказки из таинственной невриды. Следы этой мифологии отразились и в "Слове о Полку Игореве", где в одном месте говорится о полоцком князе Всеславе, который "сам в ночь волком рыскаше: из Киева дорыскаше до кур тмутороканя. Проведя аналогии с тотемными культами индейцев, ученые пришли к выводу о наличии среди невров культа волка. Кроме того, можно предположить, что к рождению легенды привел тот факт, что неврские мужчины ходили в выделанных волчьих и медвежьих шкурах. Оттого и сами на них были похожи. В том случае, если еще учесть, что все они носили густые бороды и длинные волосы, легенда получает свое объяснение.
Археологи считают, что воины - невры использовали доспехи из кожи зубра и укрывались деревянными щитами, обтянутыми кожей. Из оружия в особой чести была железная секира, которая была удобна не только для боя, но и для работы. Но их не хватало.
Зато в избытке имелись для нечаянного случая деревянные булавы и палицы, каменные топоры, кремневые копья, дротики, медные чеканы, железные и костяные стрелы. Любого врага в невриде ждали не только глухие лесные чащи и топкие болота, но и неведомые люди - оборотни с примитивным, но страшным оружием.
За исключением замечания, что невры придерживаются скифских обычаев, Геродот не дал каких-либо развернутых сведений об их жизни, обычаях и происхождении. Этническая принадлежность невров долгое время была предметом обсуждения у лингвистов и археологов.
Начиная с XIX века историки пытались отождествить невров с тем или иным народом Европы. Археологические исследования позволяют соотнести их с носителями различных археологических культур. Высказаны точки зрения, что невры оставили памятники так называемой лужицкой культуры (XII - IV века до нашей эры, территории полесья и Волыни), Высоцкой культуры (1100-600 годы до нашей эры, верховья западного Буга и притоки Припяти) и ряда других.
Но многие археологи в первую очередь связывают невров с милоградской культурой в верхнем побужье, датируемой VII - II веками до нашей эры.
Она представлена большим числом разнообразных памятников: укреплениями, городищами, селищами и могильниками. Ее обитатели небольшие жилища наземного и полуземляночного типа строили. Среди найденных орудий труда преобладают серпы, мотыги, зернотерки и топоры. Отпечатки зерен на стенках сосудов показали, что население выращивало преимущественно пшеницу и просо.
Кроме этого, оно занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей и ремеслом - ткацким и гончарным. И примитивная металлургия на основе болотных руд была. По сравнению с соседями жили эти люди скромно, если не сказать скудно. Бедность была обусловлена условиями жизни: болота и леса не позволяли развивать перспективное земледелие.
То, что невры жили на Западе Беларуси и на Востоке современной Литвы, подтверждает наличие таких топонимов, как нерис, навры, Нарочь, неровка, невришки и другие. Трудно сказать, был ли тут основной массив невров или лишь какая-то их часть. Но они, бесспорно, тут жили, и потому не могли не оставить своих следов в топонимике и фольклоре.
Действительно, названия рек, озер и деревень с корнем "нер" или "нор" достаточно часто встречаются и в балтийских землях, в пруссии, Латвии и Литве, в Беларуси и на Западе России. Слово Nerti ( "Нырять, Погружаться") и сейчас существует в латышском и литовском языках.
Сегодня неврам отводится исключительно важная роль в проблеме становления ряда народов. Ряд ведущих историков относят невров к предкам славян. Другие отождествляют их с восточными балтами и даже с кельтами, растворившимися среди балтского племенени эстиев.
Но независимо от того, кем в этническом отношении они были - славянами, балтами или кельтами, в европейской истории невры остались прежде всего как мистические люди - оборотни.