Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Древний народ чудь таинственным образом исчез, оставив после себя топонимы и клады.

29.11.2015 в 06:34

Ezomir.

На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием "Чудь". Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно - угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Древний народ чудь таинственным образом исчез, оставив после себя топонимы и клады.
Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю. Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке афанасьево кировской области: "…и когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - чудской берег".

Иногда также говорится, что чудь "Ушла под Землю", а иногда о том, что ушла жить в другие места: "у нас есть урочище важгорт - старая деревня. Хотя и называем деревней, а там никаких построек нет. И не видно, что там кто-то жил, но старики утверждают, что там жили древние, чудские люди. Долго, говорят, в той местности они жили, но появились пришлые, они стали притеснять старожилов, и те решили: "Нам Житья не Стало, Надо Переселяться в Другие Места". Собрали, говорят, пожитки, ребят за ручки взяли и сказали. Прощай, старая деревня! Здесь нас не будет - и никого не будет! И покинули деревню. Идут, говорят, расстаются с родиной и ревут. Все до одного ушли. Теперь там пусто. Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, "Заветные": на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады: "слуда и шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На шудякорском городище спрятаны слитки - подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: "мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут! В тексте другой старинной записи в селе зуйкаре вятской губернии написано про "Чудской Клад" в чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухлявый пень до двух метров в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид "Чудаков" столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в "Чудских Могилах" на кости "заживо погребенной" чуди, - мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам ….

В 1924-28 годах семья рерихов находилась в экспедиции по центральной Азии. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: "вот здесь и ушла чудь под землю. Когда белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами". А еще раньше, в 1913 году, Николай Рерих написал на эту тему картину "Чудь под Землю Ушла".
На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "однажды в деревне важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, чёрные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: "приходите ко мне в гости, я пельмени варю! " Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько вёдер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили её кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: "одэге! Одэге! Вскоре жители важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места …".

Одэге - что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времён пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы - краеведы Федор Александрович теплоухов и Александр Федорович теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Учёный - лингвист Антонина Семеновна кривощёкова - Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся при помощи угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь - это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь - это "Наши Предки". Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города Ариев аркаима и "Страны Городов" синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом. Эта версия немало сторонников среди учёных и краеведов нашла.

В случае если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много "Иранизмов", то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на русском севере (архангельская и мурманская области) имеются географические названия с корнем "Ганг": Ганга (озеро), гангас (залив, возвышенность), гангос (гора, озеро), гангасиха (залив. Не зря географические названия на - кар (кудымкар, майкар, дондыкар, иднакар, анюшкар и др. ) Никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, Коми и коми-пермяцкого. По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием пермский звериный стиль. Да и на само искусство пермского звериного стиля "Иранское Влияние" специалистами признавалось всегда.

Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних Ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов - риши движутся вокруг полярной звезды, которую творец брахма укрепил в центре мироздания над мировой горой меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы - апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши - это, вероятно, созвездие большой медведицы, а апсары - воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние - это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов гаруда. В финно-угорской мифологии млечный путь, соединявший север и юг, именовался дорогой птиц.
Сходство и непосредственно в названиях имеется. Например, бог у удмуртов - инмар, у индоиранцев индра - бог грома, инада - праматерь; в Коми мифологии имя ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии йима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - юмала, и у марийцев - юмо. "Арийское Влияние" проникло даже в этнонимы финно - угров: татары и башкиры удмуртов, своих соседей, называют этнонимом "ар".
Так кого же на Урале называли чудью? В случае если Ариев, то снова возникает вопрос: почему возникла путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь "Прилип" именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилёва, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей - этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то "Другим Народом", то "нашими предками".
… и всё же, что кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово "Одэге" есть в индоиранских языках? Лишь в том случае, если мы откроем санскритско - русский словарь, то найдём там похожее по звучанию слово - "Удака", означающее "вода". Может быть, она стремилась добежать до чудского родника, единственного места, где могла спастись?