Наука тебе не враг.
Мое страстное обращение к писателям, которых не читают, профессорам, которых критикуют, и к историкам, лишенным постоянных заработков - Стивен пинкер.
Великие философы века разума и просвещения - все они были естествоиспытателями, учеными. Многие из них не только внесли свой вклад в математику, физику и физиологию, но и пытались глубже понять природу человека
. Их занимала когнитивная нейробиология: они считали, что мысли и чувства - результат физических процессов, протекающих в нервной системе. Их интересовала эволюционная психология: с ее помощью они размышляли о жизни первобытных обществ и о животных инстинктах, которые "Гнездятся в Наших Душах". Влекла их и социальная психология: они размышляли о нравственных чувствах, свойственных всем людям, рассуждали о приступах эгоизма, о людской недальновидности, повергающей в прах все лучшие устремления человека.
Великие мыслители прошлого - Декарт, Спиноза, гоббс, локк, Юм, руссо, Лейбниц, Кант, Смит … им не хватало эмпирических данных, но именно их идеи обусловили появление современных теорий. Тем большего почтения достойны эти мыслители, ведь никакой математической теории информации, вычислений и теории игр в те далекие времена еще не было и в помине, а слова "Нейрон", "гормон" и "ген" были пустым звуком. Когда перечитываешь книги великих, так и хочется перенестись к ним в прошлое и ознакомить с научными достижениями двадцать первого века, чтобы они, усвоив новую информацию, приступили к решению задач нашего времени. Интересно, как бы эти Фаусты меня отблагодарили? Как распорядились бы свежей информацией?
Но хватит фантазий, ведь они уже воплощаются. Мы не только усвоили достижения великих мыслителей прошлого, но и приобрели научные знания, о которых те и мечтать не могли. Теперь наступили благоприятные времена - а не замахнуться ли нам на решение вопросов о тайне человеческой природы? С помощью наук о разуме, мозге, генах и эволюции мы постепенно находим ответы на интеллектуальные загадки древности. И здесь ученые поработали на славу: они создали светочувствительные нейроны, которых можно активировать и деактивировать с помощью световых импульсов; стремясь понять механизм распространения мыслей, специалисты научились обрабатывать гигантские объемы данных.
Итак, расцвет новых идей в области точных наук налицо. Может кто-то подумал, что представители гуманитарных наук этому рады? Ошибаетесь. Нет - нет, гуманитарии прекрасно относятся к точным наукам, особенно если те способны излечивать болезни, предотвращать загрязнение окружающей среды (или же затыкать рот политическим оппонентам), но - гуманитарии не терпят посягательств со стороны точных наук! К тому же гуманитарии гневно осуждают всякие попытки применять точную науку к религии. Многие представители гуманитарных наук, не имея вовсе никакой веры в бога, тем не менее силятся утверждать, что есть, мол, что-то ущербное в том, что представители точных наук, берутся решать вселенские вопросы о смысле бытия. В журналах интеллектуальной элиты (так называемых "Журналах Мнений"), "гуманитарии - лирики" постоянно обвиняют "чужаков - физиков" в детерминизме, редукционизме, эссенциализме, позитивизме, а также в самом тяжком из грехов - сциентизме т. е. когда в гуманитарной сфере используются методы точных наук, а научное знание объявляется наивысшей культурной ценностью - прим. Перев. Последние пару лет только в одном лишь журнале New Republic мы четыре раза наблюдали за тем, как сциентизм подвергался поношению, а после этого, к хору недовольных присоединились и другие издания - Bookforum, The Claremont Review of Books, The Huffington Post, The Nation, National Review Online, The New Atlantis, The New York Times и Standpoint.
На страницах этих изданий, слышны возмущенные голоса как левых, так и правых. Вот, например, стандартное обвинение со стороны левых (из рецензии Джексона лирза на три книги Сэма Харриса, помещенной в 2011 году в журнале The Nation:
"Ползучий позитивизм заложил эпистемологические основы для социал-дарвинизма, утвердил эволюционные представления о прогрессе, породил научный расизм и империализм. Эти губительные тенденции воплотились в евгенике - учении, согласно коему человеческую породу можно сделать совершенной, если вырастить "Полноценных" людей, отделив их от "неполноценных" особей, подлежащих стерилизации и ликвидации. О том, что было дальше, знает каждый школьник: трагический двадцатый век. Две мировые войны, массовые убийства невинных людей, распространение оружия колоссальной разрушительной силы, локальные военные конфликты на окраинах империи - все эти события, так или иначе, явились плодом научного подхода, передовых технологий и прочее".
Нотки недовольства со стороны правых слышатся, например, в речи советника Джорджа Буша по биоэтике Леона касса, произнесенной в 2007 году:
"Научные идеи и открытия, касающиеся физического мира и человека, сами по себе полезны и безвредны. Однако их используют для атаки на традиционные религиозные и моральные учения; с их помощью даже подрываются представления о человеке как существе, обладающем свободой и достоинством. В некоторых из нас пустила корни квази - религиозная Вера (позвольте назвать ее "Бездушным Сциентизмом"), которая утверждает, что новая биология, будто бы сдернула завесу тайн и теперь способна дать более полное представление о человеческой жизни и объяснить с помощью точной науки человеческое мышление, любовь, творчество, мораль и даже веру в бога. Смотрите не заиграйтесь! Ведь ставки здесь очень высоки: речь идет о нравственном и духовном здоровье нашего народа, о жизнеспособности науки, и осознании нас самих как человеческих существ и детей Запада".
Да уж, мы слышим речи страстных прокуроров! Но их обвинения шатки. Научное мышление нельзя обвинять в геноциде и войнах, оно не угрожает моральному и духовному здоровью нашей страны. Наоборот, научное мышление необходимо во всех областях человеческой деятельности, включая политику, искусство, да и вообще поиск смыслов, целей и моральных принципов.
Термин ясен "Сциентизм" не совсем. Он - скорее размытое слово, нежели четко определенный термин. Зачастую сциентизму даже приписывают слишком радикальные лозунги типа таких: "Самое Главное - это Наука" или "ученым нужно доверить решение всех проблем". Иногда к сциентизму применяют такие, например, эпитеты: "Упрощенный", "наивный", "вульгарный". Поскольку четкое определение "Сциентизма" отсутствует, то в отношении защищаемой мною точки зрения я буду использовать уничижительное слово "Queer" ("странный"), которым у нас называют геев.
Сциентизм (в хорошем смысле) отнюдь не утверждает, что ученые мудрее или благороднее всех остальных. Ученые тоже совершают ошибки и просчеты, для устранения которых они напридумывали множество всяких научных методов. Сциентизм никак не утверждает, что все современные научные гипотезы верны; напротив, большинство новых гипотез верными не являются, а выдвижение гипотез и их опровержение - источник жизненной силы науки. Ну и где же здесь вы увидели маниакальное стремление точных наук навязывать свой диктат наукам гуманитарным? Цель точных наук состоит в том, чтобы обогатить и разнообразить интеллектуальные инструменты человечества, а не уничтожить их. Да, мир материален, однако сциентизм не воспринимает это утверждение догматично, ведь ученые постоянно имеют дело с миром нематериальным (когда работают с бесплотной информационной средой, пользуются законами математики и логики, а также математическими и прочими величинами. В этом смысле, наука представляет собой единое целое с философией, здравомыслием и гуманизмом эпохи просвещения. Ее отличает приверженность двум принципам, которые сциентизм стремится распространить и на остальные сферы интеллектуальной жизни человечества. Что это за принципы?
Первый принцип: мир умопостигаем. Явления окружающего мира объясняются с помощью идей - более общих и абстрактных, нежели сами явления. В свою очередь, эти идеи можно объяснить с помощью других более абстрактных идей, и так далее. Стараясь осмыслить окружающее мироздание, нужно постараться избегать таких объяснений, типа: объект выглядит таким, "Потому что он Такой" или "потому что он возник в результате волшебства" или "потому что я так считаю". Да, мир умопостигаем, но ученые не просто наивно в это верят, а по мере того, как наука все больше объясняет мир, ученые постоянно проверяют и перепроверяют свои теории на практике. Например, раньше считалось, что живыми организмами управляет таинственная сверхъестественная сила, а теперь мы знаем, что ими управляют химические и физические реакции между сложными молекулами.
Фанатичные приверженцы сциентизма зачастую вместо реальной картины мира дают нам его упрощенное изображение (т. е. грешат редукционизмом. Но для того чтобы объяснить сложное явление, вовсе не нужно его упрощать, ведь не будет же никто в здравом уме описывать, скажем, первую мировую войну на языке физики, химии или биологии, отбросив напрочь политические цели и задачи европейских лидеров в 1914 году. Наоборот, ученый задаст такой вопрос: почему у европейских лидеров было именно такое восприятие и цели? Почему в тот исторический момент восторжествовала межплеменная вражда, самонадеянность и жажда славы?
Второй принцип: приобретать знания - дело нелегкое. Вселенная не горит желанием выдавать свои тайны, а если и выдает, то человеческий разум склонен воспринимать их искаженно, увязая в болоте заблуждений и предрассудков. Большинство традиционных инструментов, с помощью которых человек формирует свое мнение, - Вера, откровение, догмы, чужой авторитет и др. - ведут к ошибкам и поэтому не подходят в качестве источников знания. Чтобы объяснить мироздание, необходимо использовать иные методы, включая здоровый скепсис, открытую дискуссию, научную точность и опытную проверку. Любая научная теория не может быть принципиально неопровержимой здесь имеется в виду так называемый критерий "Фальсифицируемости" к. поппера - прим. Перев. ; Тот, кто утверждает обратное (и бросает при этом в застенок своих оппонентов), подсовывает нам теорию ненаучную.
Как же наука должна отвечать на вопросы о человеческом бытии? Начну с самых важных и судьбоносных вопросов: кто мы? Откуда пришли? Каковы смысл и цель нашей жизни? На эти вопросы обычно отвечает религия, адепты которой атакуют сциентизм наиболее рьяно. Поборники религии обычно согласны с планом разделения сфер влияния между наукой и религией (данная идея изложена с. Дж. Гулдом в книге "Камни Веков"), согласно которому области действия науки и религии - не пересекаются; они принадлежат, используя терминологию гулда, к "непересекающимся магистериям". Область науки - это эмпирическая вселенная, а область религии - духовные ценности и поиски смысла бытия.
К сожалению, при тщательном рассмотрении, это неформальное соглашение рушится. Нравственное мировоззрение любого просвещенного наукой человека, не зараженного фундаментализмом, требует радикального разрыва с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности.
Итак, наука доказала, что системы верований всех мировых традиционных религий и культур - теорий о происхождении жизни, людей и обществ - фактически ошибочны. В отличие от нас, наши предки не знали, что люди происходят от одного вида африканских приматов, которые постепенно стали заниматься сельским хозяйством, образовали государство и изобрели письменность. Теперь нам известно, что человек - всего лишь маленькая веточка на генеалогическом древе жизни, зародившейся четыре миллиарда лет назад из неорганических веществ. Нам теперь известно, что человечество населяет планету, которая вращается вокруг одной из сотен миллиардов звезд нашей галактики, являющейся в свою очередь одной из сотен миллиардов галактик нашей вселенной, возраст которой составляет 13, 8 миллиарда лет. Возможно, что таких вселенных как наша - великое множество. Мы знаем о том, что все наши представления о пространстве, времени, материи и причинности совсем не дают полного понимания действительной природы реальности. Мы знаем, что законы физического мира (в том числе несчастные случаи, болезни и другие бедствия) неэмоциональны, они не имеют своей конечной целью причинить нам благо или зло. В природе нет таких явлений как судьба, провидение, карма, заклятие, проклятие, знамение, божественное воздаяние или помощь - если же люди продолжают верить в эти вещи, то эта их Вера объясняется разладом между вероятностными законами и работой познания. Мы не всегда понимаем природу этих вещей; нам известно, что дорогие нашему сердцу убеждения во все времена и во всякой культуре - и даже в наши дни - были изначально сильно искажены.
Мировоззрение, которое в наши дни является основой при формировании моральных и духовных ценностей образованного человека, - это мировоззрение, дарованное наукой. И хотя научные факты с моральной точки зрения нейтральны, они способны бросать вызов авторитетам. Так, например, наука уже лишила церковную власть авторитетного слова по вопросам относительно устройства окружающего мира, и тем самым она поставила под сомнение авторитет церкви в области нравственности. Наука опровергла факт существования мстительных богов и оккультных сил; тем самым наука положила конец практике человеческих жертвоприношений, охоты на ведьм, исцелению верой, преследованиям еретиков и испытаниям подсудимого огнем и водой. Научные факты утверждают следующее: у законов вселенной отсутствует конечная цель, а коли так, то само человечество обязано взять на себя ответственность за благополучие самого себя и всей планеты. По той же причине, научные факты враждебны любой моральной или политической системе, которая опирается на мистические силы, судьбу, диалектику, борьбу и мессианство. Взяв на вооружение некоторые бесспорные истины (например, такие - каждый человек ценит свое с благополучие, является общественным существом, способным как ущемлять себе подобного, так и придерживаться норм поведения), наука побуждает человечество стремиться к достижению всеобщего процветания и других моральных установок. И этот гуманизм, неотделимый от научного понимания мира, лежит в основе морали современных демократий, международных организаций и религий, избавляющихся от предрассудков.