Мифы о Спарте.
Что мы о Спарте знаем? Как правило, наши знания об этом древнегреческом государстве ограничены двумя - тремя абзацами школьного учебника истории, содержанием фильма "300 спартанцев "и Некоторыми Определениями Скудости Быта ("спартанская обстановка") и твердости характера ("храбр, как спартанец".
Кто есть кто.
Знакомясь с историей Спарты (другое название - лакедемон), ее бытом и нравами несколько ближе, мы неизбежно сталкиваемся с такими определениями, как "Бездушная", "солдафонская" и "насквозь военизированная". Не говоря уже о противопоставлении Спарты другим городам - государствам древней Греции - в первую очередь, разумеется, Афинам.
О, Афины - город Сократа и Платона, перикла и фидия, златоверхий и беломраморный, чудо искусства и архитектуры! Город, где все важные решения принимаются голосованием граждан на ареопаге, а на площадях, в тени пальм и сикомор, седобородые мудрецы в белоснежных хитонах учат философии замерших от восторженного внимания юнцов.
Однако не все так просто. И афинская демократия, казнившая Сократа за непочтение к богам, была не такая уж "Белая и Пушистая", и "бездушная" Спарта, оказывается, имела определенные достоинства.
Община равных.
Уникальность Спарты как государства заключалась прежде всего в том, что там не было гражданских смут и распрей. Совсем.
В Спарте не существовало ни богатых, ни бедных. Спартанцы вообще себя общиной равных называли. Должно быть, для того чтобы дух равенства не подвергся тлетворному влиянию извне, гражданам не разрешалось покидать пределы страны, а чужеземцам, за редким исключением, - приезжать и жить в Спарте. В Лакедемон не пускали даже иноземных купцов. Все необходимое для жизни спартанцы сами производили.
Законы общины равных составил Ликург в IX веке до нашей эры. Структура общины была предельно проста: полноправные граждане, занимавшиеся почти исключительно военным делом, рабы - крестьяне (илоты) и свободные, но не обладающие гражданскими правами ремесленники - периэки.
Ликург начал с того, что разделил всю землю на примерно равные участки.
Каждая свободная спартанская семья получила свой участок плодородной земли, однако без права его продажи или дарения. Обработкой этой земли занимались илоты, а изготовлением необходимых изделий - периэки. Полноправным гражданам эти занятия были не просто не рекомендованы, а прямо-таки запрещены.
Ликург запретил хождение золотых и серебряных монет, которыми пользовались жители других греческих государств, и ввел в обращение железные деньги. Они были настолько тяжелыми, что даже для оплаты небольшой покупки требовалась повозка. Оплатить, естественно, можно было только то, что производилось в самой Спарте.
Периэки имели право изготавливать только самые простые одежду, посуду, оружие и предметы обихода. Все в Спарте - от царей (их обычно бывало по два: один воевал, другой оставался в столице) до простого гражданина - должны были жить в одинаковых бытовых условиях. Законами были предписаны покрой, фасон и цвет одежды для мужчин и женщин, регламентировались даже покупка продуктов питания, их состав, количество и качество.
Естественно, в подобных условиях такая популярная в других странах погоня за наживой утрачивала всякий смысл.
Кое-что о воспитании детей.
Полноправные граждане Спарты были свободными, но при этом не считали, что принадлежат сами себе. Их главным занятием было военное искусство, в котором они достигли совершенства, а также выполнение общественных обязанностей. А если они не тренировались с оружием в руках и не выполняли государственных поручений, то либо воспитывали и учили своих детей, либо учились сами у почтенных, покрытых боевыми шрамами стариков.
Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных общественных обязанностей гражданина. Спартанец, имевший троих детей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых - от всех государственных повинностей.
К слову, известная история о том, что физически слабых новорожденных младенцев спартанцы сбрасывали со скалы в пропасть, - не более чем миф. Археологические раскопки в окрестностях расщелины апофеты (что по-гречески значит "Место Отказа") свидетельствуют о том, что со скалы действительно иногда сбрасывали людей, но взрослых мужчин (преступников и военнопленных), и никогда - детей.
А вот в рассказах о суровом спартанском воспитании мальчиков и юношей действительно много правды. Спартанских девочек и девушек также приучали к "Здоровому Образу Жизни", но все это сводилось к занятиям спортом. Искусству владения оружием и ведения боя юные спартанки обучались лишь по собственному желанию.
Послушный, выносливый, терпеливый, лаконичный.
Именно таким был в те времена образ идеального солдата. И Спарта на этом пути наиболее выдающихся успехов достигла.
С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в специальных отрядах (агелах. Их учили читать, считать и писать, приучали к длительному молчанию; а уж если необходимо было говорить, то коротко и по существу, то есть лаконично (от лаконии - области, в которой находилась Спарта. Разумеется, большая часть времени посвящалась физическим упражнениям и владению различным оружием.
Спали мальчики на соломенных подстилках, теплой водой мылись лишь несколько раз в год. Поскольку на год им выдавался только один короткий хитон, ходили чаще всего голыми. Кормили будущих воинов скудно, поощряя добычу пищи воровством. Но если кто-то из детей при этом попадался, били нещадно - не за кражу, а за то, что попался.
Воспитатели зачастую поощряли ссоры и драки между мальчиками, наблюдение за которыми помогало им выделить самых сильных, ловких и хитрых. В качестве награды победителям разрешались криптии - набеги на деревни илотов с грабежами и даже убийством последних.
Перед возвращением домой в возрасте 16 лет юношей ждало последнее, самое суровое испытание. У алтаря богини Артемиды (богиня луны и охоты, весьма воинственная, чтобы не сказать жестокая, особа) жрецы привязывали юношу над жертвенной чашей и избивали плетьми из воловьей кожи. Будущий воин должен был молча терпеть эту пытку до тех пор, пока в жертвенную чашу не начинала капать его кровь. Только пройдя через это испытание, юноша становился полноценным членом спартанского общества и приобретал все права свободного гражданина.
Начало конца.
По предсказанию дельфийского оракула, Спарта могла сохранить свою государственную целостность и остаться непобедимой в войнах до тех пор, пока в ней строго соблюдались законы Ликурга. Так и было в течение нескольких сотен лет: спартанские солдаты считались лучшими во всем античном мире, а окружающие Спарту греческие города - государства посматривали в ее сторону с уважительным страхом. Но после победы над Афинами в пелопоннесской войне (431-404 годы до нашей эры) спартанские воины вернулись к родному очагу с богатыми трофеями. У скромных и неприхотливых спартанцев в кошелях зазвенели серебро и золото, им наскучило есть грубую пищу из простой глиняной посуды, а их женам - ходить в полотняных пеплосах безо всяких украшений.
Тем самым законы ликурга были нарушены. Спарта постепенно пришла в упадок, исчез в никуда, растворился ее неподражаемый воинственный дух. И если по старой памяти и Филипп македонский, и его сын Александр еще обходили Спарту стороной, то римляне во II веке до нашей эры церемониться уже не стали, а взяли ее вместе с остальной Грецией под свой протекторат.
Так закончилась история этой удивительной страны, бывшей в свое время символом воинского мастерства, суровой доблести и мужества. В то же время, по единодушному мнению историков, Спарта не сделала никакого вклада в развитие мировой культуры - и это в античном мире, где, по образному выражению, каждый второй из встреченных на улице оказывался либо поэтом, либо философом.
И это "Идеальное Государственное Устройство", по словам столь уважаемого Плутархом Ликурга? "Государство, Выродившееся в Бездушную Тиранию Подданных", по мнению Аристотеля? В общем, современным исследователям Спарты еще есть над чем поработать. Источник: "Тайны XX Века" Ezomir.