M106 - будущая линзовидная галактика.

23.01.2016 в 17:53

( Астрономия@Science_Newworld).

M106 выглядит так, как будто в ней начался салют или фейерверк. Яркие огни и ударные волны были одновременно запечатлены космическими аппаратами Nasa спитцер и Чандра, а так же обсерваторией Гершель европейского космического агентства.

M106 - будущая линзовидная галактика.
Джеты, обладающие очень высоким энергиями, вырываются из центральной черной дыры галактики, что заставляет окружающее вещество очень сильно разогреваться, вследствие чего оно начинает ярко светиться в различных диапазонах. Джеты так же приводят в действие ударные волны, которые, двигаясь, разгоняют всевозможные газы от центра галактики M106. В свою очередь, этот газ является топливом для производства молодых звезд. По новым данным, ударные волны в настоящее время уже разогрели и изгнали две трети всего газа галактики. В связи с этим, степень рождения новых звезд в галактике M106 существенно уменьшает и галактика станет со временем не способной к их воспроизводству. Уже сейчас она находится в переходном состоянии, на пути к линзообразной или лентикулярной галактике. Такие галактики полны старых, красных звезд.

M106 - будущая линзовидная галактика. 01
"У джетов, родившихся в супермассивной черной дыре в галактике M106, есть определенное влияние на газ, который ответственен за рождение новых звезд в ней. Этот процесс в конечном счете преобразует спиральную галактику M106 в линзовидную, лишив сырья для питания будущих звезд", - Патрик огл, астрофизик из инфракрасного центра обработки и анализа информации в калифорнийском технологическом институте.

M106 - будущая линзовидная галактика. 02
Многие галактики содержат в своем ядре черную дыру, которая активно питается окружающим ее газом. Часть материала, по мере движения к дыре, резко ускоряется и из-за этого разогревается до запредельных температур, извергаясь в конечном счета в виде двух противоположно направленных джетов или релятивистских струй в районах полюсов черной дыры. Галактика M106 является одной из самых близких к нам, поэтому представляет прекрасную возможность для наблюдений за ними. Она так же известна как NGC 4258 и находится на расстоянии 23. 5 миллиона световых лет от нас. Ее можно наблюдать в бинокль в созвездии гончих псов.

M106 - будущая линзовидная галактика. 03
M106 была исследована аппаратом спитцер прежде, чем он исчерпал свой хладагент в далеком 2009 году. Стоит отметить, что это событие было запланировано и аппарат прекратил работу согласно графику. Данные спитцера предоставили инфракрасную информацию о горячих водородных молекулах в галактике. Разогретый водород как раз является признаком джета, вырвавшегося из центральной черной дыры. В частности, аппарат наблюдал водород в двух таинственных спиральных рукавах, благодаря которым эта галактика и известна. Эти рукава не походят на обычные подобные образования, наполненные звездами, у других галактик, таких как наш млечный путь. В предыдущих исследованиях спитцер и Чандра обнаружили, что эти аномальные рукава породили как раз двойные джеты черной дыры. Во внутренних частях рукавов спитцер обнаружил массу молекулярного водорода, эквивалентную 10 миллионам масс солнца. Сам водород водород находится здесь при температуре от - 28 до 760 градусов цельсия, а разогревают его ударные волны.

При непосредственном сравнении снимков от Чандры и спитцера, огл с коллегами увидели, что есть близкая связь между газом, разогретым до миллионов градусов, обнаруженных обсерваторией Чандра и большим скоплением плотного водородного газа, обнаруженным спитцером и разогретым до сотен градусов. Джеты окружены коконом супергорячего газа, который направляет ударные волны как раз в близлежащий молекулярный водород. Водород, в свою очередь, разогреваясь, испускает инфракрасное излучение, которое как раз и фиксирует спитцер.

В свою очередь, наблюдения обсерватории Гершель выявили высокую температуру у частиц пыли, которые смешаны с газом, разогретым от воздействия ударной волны.

"Относительно Большое Количество Излучения Молекулярного Газа в Сравнении с Излучением Пыли Подтверждает Мысль о том, что Завихрения, Управляемые Ударной Волной от Джетов, Разогревают Молекулярный газ", - Филип эпплтон из научного центра имени Гершеля.

Спитцер и Гершель так же смогли измерить степень рождения молодых звезд в центральной части галактики M106. Мало количество газа, содержащееся сейчас там, способно поддерживает очень маленький темп вспышек звездообразования, всего приблизительно 0. 08 солнечных масс. Для сравнений, средний темп звездообразования составляет приблизительно 3 солнечных массы ежегодно. Темп звездообразования во внутренней части M106 будет только снижаться, до тех пор, пока джеты полностью не унесут весь газ из нее, тогда она станет линзовидной.