Kырманские скалы, кобылья голова и каменный цветок.
Скалы кырманские и кобылья голова расположены в лесу в окрестностях железнодорожной станции аять (свердловская область. Скалы сложены гранодиоритами, относящимся к верх - исетскому гранитному массиву. Кырманские скалы венчают гору, расположенную на левом берегу речки кырман (приток р. черной. Они проглядывают с грунтовой дороги, идущей из аяти (слева от нее. Скалы с юго-запада на северо-восток вытянуты. Высота до 20 метров. С вершины скал открывается вид на многие километры
. Археологи установили, что на протяжении длительного времени (с эпохи бронзы до позднего железного века) на кырманских скалах действовал жертвенник. А в расщелине, на уступе скалы, были обнаружены остатки небольшой плавильной печи начала II тысячелетия нашей эры. По краям древнего очага остались спекшиеся куски обмазки.
Находки археологов на кырманских скалах (всего 186 единиц) представлены изделиями из глины, кости, камня, а также из бронзы и железа. Преобладают орудия труда, оружие и просто украшения. И металлургические шлаки встречались. Находки прямо на поверхности скал и в расщелинах сделаны.
Примерно в 600 метрах к югу от кырманских скал находятся не менее впечатляющие скалы кобылья голова. Найти их чуть сложнее. Для того, чтобы туда попасть, нужно спуститься от кырманских скал по юго-восточному склону и найти тропку, переходящую на другой берег речки кырман. По правому берегу речки и идет нужная тропа к кобыльей голове. Скалы из-за деревьев внезапно появляются. Та скала, которая покажется первой, и напоминает лошадиную голову. В нескольких метрах от нее протекает ручей.
Но это лишь начало скальной гряды. Скалы вытянулись на несколько сотен метров. Ближе к их окончанию с южной стороны причудливая форма выветривания образует настоящий каменный цветок внушительных размеров. Здесь же рядышком недостроенная избушка - полуземлянка. Не менее интересные формы выветривания с другой стороны скал.
На скалах кобылья голова и каменные чаши есть. Такие чаши на многих уральских скалах встречаются. Мнения ученых по поводу их происхождения разнятся. Одни считают, что это жертвенные чаши искусственного происхождения, в которых наши далекие предки приносили жертвы своим богам. Другие считают, что они образовались на месте плавильных печей или ритуальных костров. Третьи не верят ни в то, ни в другое и считают, что их создала природа, без вмешательства человека. Ezomir.