Колдовство по-древнеримски. Ezomir.
Магия чрезвычайно важную роль в жизни народов античного мира играла. Пережитки тотемизма и анимизма, жречество и всевозможные предсказатели влияли на их умонастроения. Разумеется, не были исключением в этом ряду и, казалось бы, прагматичные древние римляне.
Злые и добрые духи.
Долгое время считалось, что сведений о развитии суеверий в Риме в древнейшую эпоху очень мало. Считали, что в древнеримской религии не было развитого учения о демонах, но римляне верили в привидения и души злых людей, осужденных за свои грехи после смерти блуждать по земле. Ныне же ученым ясно, что для древних римлян мир был полон добрых и злых духов, и их благосклонности надлежало достигать при помощи молитв, магических заклинаний и жертвоприношений.
Поскольку основным занятием римлян было сельское хозяйство, существовало множество божеств, которые олицетворяли буквально все явления природы и виды сельскохозяйственных работ. Например, три божества - вервактор, редаратор и обаратор - помогали крестьянам при вспашке целины. При удобрении поля надлежало молиться и приносить жертвы сгеркулинию, при севе - Сатурну и семоне. Созревание колосьев находилось под покровительством бога лакгурна.
Целый сонм божеств охранял безопасность и благополучие дома и семьи. Так, Лары и пенаты опекали жилище, Янус охранял двери, веста - домашний очаг. Каждый человек имел своего духа - покровителя - гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Римляне считали, что существуют "Гениус фамилиэ" - покровители семьи и "гениус лоци" - покровители места.
Души умерших почитались как духи - Маны. Манов было принято считать добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали обрядами для успокоения душ умерших, они могли явиться смертным как грозные и мстительные лемуры. Для задабривания душ предков могилы поливали молоком или вином, рядом рыли глубокую дыру, через которую твердая пища могла попадать к мертвым.
Произносились специальные заклинания, приглашающие мертвых есть и пить. Всех этих божеств и духов жители вечного города первоначально отнюдь не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Переход к антропоморфизму богов произошел под влиянием этрусков во времена царя Тарквиния древнего.
Не подлежит сомнению, что уже в древнейшие времена римлянам были известны некоторые сложные магические приемы. О преемнике Ромула, Нуме помпилии, которому приписывают упорядочение древнеримского календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, причастность к братству пифагорейцев, рассказывали, что он занимался теургическим искусством, то есть магическими действиями, при помощи которых мог заставить богов появляться в видимом образе.
Его воинственный преемник тулл гостилий, по преданию, был поражен молнией за то, что при одном таком случае то ли обманул богов, то ли совершил непоправимую ошибку в ритуале, ухитрившись взобраться с ногами на алтарь. Тит Ливий по этому поводу писал: "Царь Тулл, Нашедши в Комментариях Нумы Указания на Некоторые Торжественные и Чрезвычайно Таинственные Жертвоприношения, Которые Законодатель Посвящал Юпитеру Элицию, Удалился в Скрытое Место для Приведения в Исполнение Этого Священного Опыта; но, не Соблюдши в Точности Всех Предписанных Обрядов, с Самого Начала Опыта или в Продолжении Оного был Вместе со Всем Своим Домом Сожжен Молнией".
Римляне также верили, что при помощи магии можно переманить хлеб с чужого поля на свое, и законы двенадцати таблиц (около 450 года до нашей эры) содержали запрет на такие действия. Известны факты, свидетельствующие, что для вредоносной магии римляне порой использовали свинцовые таблички с изображением богини лунного света Гекаты с выползающими из ее головы змеями. Считается, что змеи в данном случае были орудиями исполнения проклятия.
Авгуры и гаруспики.
Уже в XIX веке, если не ранее, историки были хорошо осведомлены о древнеримском искусстве прорицания или гадания. Это искусство у римлян, как и у греков, носило чисто религиозный характер: боги путем особых знамений выражали свою волю, и людям лишь оставалось толковать эти знаки. Древнейшее учение авгуров, вероятно, опиралось у римлян исключительно на наблюдения за полетом птиц.
На эти знамения обращали внимание при всех важных общественных вопросах, а также во многих частных делах. Всякий образованный римлянин должен был уметь толковать полет птиц, но для государственных целей назначались особые чиновники, авгуры, которые профессионально толковали волю богов при помощи этих знамений.
Авгур очерчивал своим жезлом некое пространство в небе и там после молитвы к богам ожидал от них знамения. Последнее толковалось в утвердительном или отрицательном смысле, так что в нем видели прямой ответ богов на вопрос о том, следует ли претворять в жизнь какое-либо начинание. Для этой цели, однако, могли служить не все птицы, и не всякому давались знамения.
Голуби могли служить знамением только для царей, потому что эти птицы никогда не летают в одиночку, подобно тому как правители не выходят без свиты. У некоторых птиц, как, например, у воронов, ворон, сов, петухов, знамением служил крик, у других, как, например, у орла или коршуна, - полет. Благоприятным у одних птиц считался полет слева направо, у других - справа налево.
Позднее, когда Вера в старинные методы прорицания несколько ослабела, между тем как государство в силу традиции все-таки сохраняло должность авгуров, был изобретен новый прием - получение знамений посредством кормления кур. Для этой цели в клетке держали молодых кур, и когда нуждались в знамении, выпускали их и наблюдали за тем, как они клевали брошенный корм.
Лишь в том случае, если куры жадно набрасывались на него, так что даже роняли часть из клюва, - это был хороший знак. Только в том случае, если же они, напротив, не обращали внимания на корм, это трактовалось как предвестие беды. Такой способ был очень удобен, так как можно было легко заранее обеспечить себе желанный знак, заставив кур голодать, или, напротив, предварительно накормив их.
У своих ближайших соседей, этрусков, римляне уже в очень раннюю эпоху научились другим формам прорицания.
Этрусское искусство прорицания демонстрировало странное сходство с халдейским, и едва ли это можно объяснить случайностью. Недаром Геродот считал этрусков выходцами из Лидии - области на анатолийском полуострове. К числу различных отраслей мантики (гаданий) у этрусков, как и у халдеев, принадлежали толкование чудесных событий, наблюдение за молниями, внутренностями жертвенных животных, полетом и криком птиц, новорожденными уродцами и так далее. Со всем этим познакомились и римляне.
Сначала они приглашали этрусских гаруспиков, то есть исследователей внутренностей животных. Позднее в обыкновение вошло посылать в этрурию знатных юношей для обучения различным видам мантики. Но из всех этих видов в Риме распространение, кажется, получили, по крайней мере по отношению к государственным предприятиям, лишь наблюдения за внутренностями животных и молниями.
Сивилловы книги.
Римское государство обладало еще одним в высшей мере замечательным произведением из области магии - "Книгами Сивилл", к которым обращались за советом в особенно трудных случаях, если вдруг авгуры и гаруспики оказывались бессильны.
Согласно преданию, царю тарквинию гордому (последний, седьмой царь древнего Рима в 534-509 годах до нашей эры) сначала предложили купить девять таких книг, но он нашел их цену слишком высокой. Тогда продавец, пророчица демофила из греческого города кумы в кампании, сожгла сначала три книги, а затем еще три.
Наконец, царь, которого умолили перепуганные советники, купил три оставшиеся книги за ту же цену, в какую изначально были оценены все девять. Они были написаны греческими гекзаметрами на пальмовых листьях. Первая книга якобы состояла из пророчеств самой кумской сивиллы, вторая - из предсказаний самой известной из тибуртинских сивилл, третья - из мудрых изречений различных сивилл, которые были записаны римскими братьями марциями. Их положили на хранение в храм Юпитера капитолийского.
Для толкований учредили коллегию из 15 человек, которые должны были хранить содержание книг в глубочайшей тайне.
Предполагают также, что эти книги представляли собой собрание изречений греческих оракулов, изложенных так, чтобы они могли годиться на все времена. Цицерон писал по этому поводу: "автор изложил их так искусно, что все происходящее можно считать предсказанным в них, так как в этих изречениях нет никаких указаний на определенных людей или определенную эпоху.
Кроме того, он нарочно выражается тактемно, что одни и те же стихи в различные эпохи могут быть отнесены к совершенно различным событиям. Строение стихов показывает, однако, что они написаны не сумасшедшим; в них виден скорее результат искусства и прилежания, чем плод внутреннего возбуждения и волнения".
Это таинственное сочинение погибло во время пожара около 400 года до нашей эры. Однако хранители книг не смирились с потерей. По памяти они сумели воспроизвести и вновь записать несколько сотен изречений сивилл. Впоследствии из них было составлено несколько свитков, которыми тайком пользовались вплоть до V века. Известно также, что в 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы.
Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из восстановленных книг было найдено указание - привезти в Рим статую бога эскулапа из города эпидавра. Туда были срочно отправлены гонцы, статую упаковали и срочно направили в Рим. Едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.