Кохау ронго - ронго - загадочные дощечки с острова пасхи.
Среди 30 тысяч островов Океании рапа - нуи - остров пасхи, как называют его европейцы, предстает самым таинственным. Первое, что бросается в глаза всем прибывающим сюда, - громадные каменные истуканы - моаи, стоящие вдоль побережья. Они поразили моряков главного корабля "Afrikaanse Galley" голландского путешественника Якоба роггевена, которые в пасхальное воскресенье 5 апреля 1722 года увидели остров в океане.
С 1888 года остров принадлежит Чили, чья столица отстоит от него более чем на 3 500 км. Проживала на острове в ту пору лишь сотня аборигенов. Остров голый, всеми ветрами продуваемый, почвы неплодородные, воды мало. Глазу не за что зацепиться - ни единого деревца, только идолы каменные торчат повсюду.
Откуда они взялись, кто изваял их и поставил во весь рост вдоль берегов - вот первая из загадок рапа - нуи. Но сегодня ее можно считать разгаданной: найдены каменоломни, где вырубались гигантские истуканы, а тур Хейердал сумел разобраться, как они оттуда доставлялись до места установки и ставились вертикально. Но осталась еще одна тайна - загадочные письмена, покрывающие деревянные дощечки, найденные в пещерах острова, а позже обнаруженные во многих домах его обитателей.
Впервые ученым о них стало известно в середине XIX века, когда первую дощечку, изготовленную, как и все остальные, из дерева торомиро, подарили таитянскому епископу тепано жоссену. С помощью миссионера Ипполита русселя епископу удалось собрать целую коллекцию кохау ( "Говорящих Дощечек". Сам он считает, что это лишь незначительная часть ритуальных сокровищ вождей рапа - нуи.
Кроме того, жоссен познакомился с переселившимся на таити с острова пасхи меторо тау а уре, который утверждал, что в молодости учился в школе ронго - ронго и может читать дощечки. К "Чтениям" меторо современные ученые относятся крайне скептически, называя их плодом его фантазии. К тому же он не читал тексты, а скорее пел, дословно перевести их он не мог, поскольку значения многих знаков не понимал.
Передававшиеся по наследству дощечки со временем терялись: многих их обладателей вывезли с острова работорговцы, другие умерли. До наших дней дошло примерно 10-15 раритетов, из которых три хранятся в национальном музее Чили, одна - на таити и две - в Петербурге (точное число неизвестно, так как некоторые кохау оказались в частных коллекциях.
В музеях Европы и США находятся фотографии около 30 текстов кохау. Язык, на котором они написаны, местные жители называют ронго - ронго. Епископ жоссен, будучи человеком ученым, заинтересовался "Говорящими Дощечками" и пытался расшифровать их содержание. Статья, написанная епископом и опубликованная лет через 15 после первой Находки, попала в руки этнографа из Англии Кэтрин раутледж.
Ей удалось разыскать рапунийца по имени томенико, якобы знавшего ронго - ронго. Но произошло это, когда тот, тяжело больной, пребывал в лепрозории. Томенико рассказал, что переписчики сокращали тексты и, что помимо ронго - ронго, считавшегося священным письмом, был еще упрощенный язык, предназначавшийся для обихода. Последнее еще больше затрудняло расшифровку. Через 2 недели после встречи с раутледж томенико не стало. Он был последним жителем острова, кто хоть что-то знал о ронго - ронго, теперь тайна языка ушла вместе с ним.
Более десятка ученых пытались расшифровать диковинные письмена, среди них - венгр хевеши, американец Фишер, немец бартель, француз метро, россияне бутинов, кнорозов, отец и сын Поздняковы, Федорова и другие. Они искали сходство ронго - ронго с уже разгаданными языками шумеров, египтян, древних китайцев, письменностью долины инда и даже с семитскими языками - разгадка не приходила.
Не давал покоя и такой вопрос: если ронго - ронго происходит от этих языков, то как же он попал на этот удаленный и изолированный остров? Как ни странно, еще в 30-е годы прошлого века к разгадке ронго - ронго приблизился ленинградский старшеклассник Борис Кудрявцев, член кружка этнографов при музее этнографии и антропологии. Он и два его товарища, называвшие себя "Потомки Маклая" (имеется в виду известный российский путешественник Н. миклухо-маклай, кстати, подаривший музею 2 дощечки кохау) в течение двух лет упорно пытались расшифровать неведомый язык.
Они тщательно сравнили ленинградские таблички с фотографиями других, полученными из Мадрида и Брюсселя, и установили во многом их схожесть. Расшифровать до конца тексты нанесенных на дощечки таблиц любознательным юношам было не под силу, они смогли лишь установить их совершенно самобытный характер и отметить некоторые закономерности написания. Начавшаяся война прервала исследования самодеятельных этнографов, они погибли на ее фронтах. Но Кудрявцев оставил записи, которые уже после войны были опубликованы профессором Д. а. ольдерогге и высоко оценены лингвистами.
Из исследователей последнего периода дальше всех в разгадке ронго - ронго продвинулись Стивен Роджер Фишер, Томас бартель и Ирина Федорова. Однако каждый из них придерживается собственной версии расшифровки загадочных письмен, и в научном мире так и не сложилось единой точки зрения. Фактически ронго - ронго и поныне остается до конца не разгаданным языком.
А ведь за последнее столетие ученым удалось проникнуть в тайны клинописи, прочесть письмена народа Майя и даже тексты, написанные на доселе неизвестном карийском языке. Единственное, в чем сходятся все лингвисты, ронго - ронго - это язык совершенно самостоятельный, он не встречается нигде, кроме острова пасхи.
Кое-что становится объяснимым, если вспомнить версию адмирала Дюмон-дюрвиля - известного мореплавателя и исследователя. К сожалению, его труды остались незавершенными, но он первым высказал гипотезу о том, что много тысяч лет назад на месте нынешнего тихого океана находился громадный континент пацифида, названный так по аналогии с Атлантидой.
В результате всемирного потопа равнины континента оказались затопленными - образовалась водная гладь, которую впоследствии назвали тихим океаном, а вершины гор продолжают до сих пор торчать из воды в виде архипелагов и отдельных островов. Общностью былого континента, утверждают сторонники этой теории, объясняется существование в Америке, Азии и Австралии одинаковых видов животных, схожесть культовых традиций живущих там народов. Иначе как могли люди и животные попасть, например, в Австралию, если от нее до тихоокеанского побережья южной Америки более 15 000 км?
Английский этнограф Джон макмиллан Браун, сторонник теории адмирала, несколько сужает рамки: существовал не континент, а громадный архипелаг, включавший в себя острова от фиджи на юге и Галапагосов на Востоке до Гавайев на севере. Он - то и был связующим звеном Азии с Америкой.
Во всем остальном он с адмиралом согласен. Жители континента (архипелага) имели в те времена развитую цивилизацию, а остров рапа - нуи, малопригодный для жизни, они использовали для устройства своеобразного мемориала своих умерших вождей и богов, в честь которых ставили гигантские каменные идолы.
Чтобы разрешить эти загадки, нужны масштабные геологические и антропологические исследования. И ученые не теряют надежды, что когда-нибудь эти исследования раскроют тайну уникальных кохау ронго - ронго. Анатолий буровцев, Константин ришес.