Клещинский комплекс и синь - камень.
Переславль - Залесский.
Ezomir.
В 140 км от Москвы в ярославской области стоит город, основанный еще самим Юрием долгоруким. Немалую роль в становлении этого города сыграло расположенное неподалеку Плещеево озеро. Это пресное озеро ледникового происхождения и находящиеся вокруг него густые леса привлекали сюда поселенцев еще со времен эпохи неолита.
Эти же земли стали домом для северо-восточных славян, которые пришли сюда предположительно в IX в. и начали создавать свои первые поселения.
Таким образом, повествование летописца об основании в 1152 году на этой земле нового города "Переславля" вовсе не стоит воспринимать как то, что новый город возник в глухом месте, среди густых лесов и непаханых полей. Это место не только было давно обжито, но и многолюдно.
Знакомство с историей Переславля - Залесского лучше начинать с посещения клещинского археологического комплекса, в состав которого входят крепостные валы древнего славянского городища клещина, загадочная Александрова гора и таинственный синий камень, бережно хранящие историю этого уголка древней Руси.
Древний город клещин.
Предок современного города Переславля - Залесского - город клещин находился на северо-восточном берегу Плещеева озера, между двух оврагов - малой слюды и Глинницы. Свое название древний город получил от озера, которое изначально называлось клещиным, так как даже при слабом ветре оно "Клескало" (от старинного глагола "клескать". Затем "к" сменилась на "п", появился глагол "плескать", и озеро стало плещиным, а еще позднее - Плещеевым.
Город возник как славянский укрепленный пункт среди поселков финно-угорского племени меря, жившего на берегах озера. Точное время его основания не известно, но есть сведения, что в X - XI веках он уже был достаточно оживленным и имел мощные по тем временам укрепления. Это обусловлено тем, что в то время клещин был пристанью на волоке водного торгового пути со средней волги через оку, Клязьму, малую, или клязьминскую, Нерль, Плещеево озеро и большую, или волжскую, Нерль, в верховья великой реки, а дальше - на Новгород. Торговцы доставляли сюда восточные товары - пряности, ткани и украшения, а взамен увозили местную продукцию - мёд, воск, лён, пеньку и дубильные экстракты. Основными занятиями местного населения было земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля, торговля и различные ремесла.
Город был хорошо защищен 40-метровыми кручами со стороны озера на юге и глубокими оврагами на Западе и Востоке. Центральная часть города была защищена полукилометровым валом, который достигал в высоту 3-х метров. В наиболее уязвимой, северной части крепости, высота валов достигала 7 метров. По гребню земляных валов шла деревянная стена с башнями, четыре из которых были проезжими. Сама крепость была невелика - всего 100 м в ширину и около 175 м в длину. Такие скромные размеры не позволяли вместить туда население города, поэтому внутри крепости находились лишь дом княжеского наместника, спасская церковь, помещение для небольшого воинского отряда и необходимые хозяйственные сооружения. Дома жителей располагались к северу от крепости.
В 1152 г Юрий долгорукий перенес крепость на новое место - на берег реки Трубеж и основал там город Переславль - Залесский. Клещинский детинец опустел, и постепенно некогда богатый торговый и ремесленный город превратился в рядовое село, городище, которое существует по сей день.
Последнее упоминание о городе клещине встречается в летописи конца XII века в перечислении городов залесья. С тех пор упоминаний об этом городе нет.
Сейчас на месте расположения некогда процветающего города указывают остатки земляных валов с проёмами от проезжих башен и остатки дорог, которые когда-то вели от пристани на озере в город.
Александрова гора.
В случае если со стороны Плещеева озера взглянуть на северо-восточный берег, то можно увидеть конусообразный зеленый холм, как бы отделенный от остального берегового массива. Археологические раскопки, проводившиеся здесь в 1853 году, показали, что холм был на 10 метров надсыпан сверху. Всего высота холма составляет около 30 метров. В народе он звался ярилиной плешью, так как когда-то являлся единственной в округе возвышенностью, не покрытой лесом. Подобные холмы обычно обустраивались славянами - язычниками для исполнения своих культовых обрядов. Можно предположить, что холм использовался в качестве ритуального места для проведения обрядов в честь любимого бога северо-восточных славян - Ярилы.
Ярило - один из самых важных и почитаемых славянских богов. Это бог весеннего солнца, плодородия и расцвета жизненных сил человека.
Во время раскопок холма археологами были обнаружены древние кострища, орудия труда и быта славян IX - Х веков, арабские монеты 859 и 900 годов. На вершине холма были найдены обломки кирпичей, остатки бревен, стрелы и кинжалы, бытовая утварь, татарские монеты середины XIV века и следы различных построек. А ещё ближе к поверхности ярилиной плеши лежала надгробная плита, датированная 1512 годом. Но самая интересная Находка - остатки христианского храма, сгоревшего в огне.
Благодаря этим Находкам удалось воссоздать историю холма, любопытного памятника древней Руси.
После укоренения христианства на этих землях, на вершине ярилиного холма был основан монастырь. Построенный из дерева, он одновременно служил крепостью соседнего города клещина и стерег угличскую дорогу, ведущую к северо-западу от озера. Когда административное управление краем в середине XII века было перенесено в новый город Переславль - Залесский, клещин запустел, а маленький монастырь - крепость утратил свое значение. Со временем он исчез, не оставив потомкам даже своего имени.
Народное предание гласит, что в Xiii в. на вершине холма стоял домик переславского князя Александра ярославича, вошедшего в историю под именем невского. Отсюда и получил холм свое второе название - Александрова гора.
Сейчас вершина горы, которая некогда была ровной площадкой, вся покрыта ямами и бугорками - это результат проводившихся здесь раскопок. С нее открывается прекрасный вид на близлежащие монастыри, Плещеево озеро и живописную природу.
Блуждающий синий камень.
Синий камень, пожалуй, самое посещаемое место клещинского комплекса. И это неспроста. Камень окружен легендами и имеет столь древнюю историю, что посетить Переславль - Залесский и не прийти к нему на поклон просто невозможно. Ученые считают, что громадный 12-тонный валун был принесен сюда ледниками во время великого оледенения еще в незапамятные времена.
Свое название камень получил из-за необычного цвета - во время дождя он меняет окрас с серого на ярко-синий. Научное обоснование этого феномена в том, что в составе камня большое содержание мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Лучи света, падающие на камень, преломляются на поверхности воды и придают валуну синий оттенок. Говорят, что в темноте валун может светиться, это кристаллики кварца отражают лунный свет.
Так или иначе, но необычный камень сразу же привлек внимание первых поселенцев, появившихся в этих краях. Сначала меряне в Viii - IX вв., а затем и вытеснившие их славяне стали обожествлять камень. Они поклонялись ему, приносили жертвы. Славяне чтили синий камень наравне с другими своими божествами - Ярилой и Велесом. Во время праздника весны камень украшался цветами и лентами, вокруг него водили хороводы.
Следует сказать, что жертвы славян отнюдь не были кровавыми. Чтобы задобрить бога ему преподносились пироги и блины, жители жертвовали камню часть урожая (зерно и солому. Принятие христианства славянами никак не сказалось на отношении к синему камню. Его по-прежнему почитали, любили и обращали к нему свои мольбы.
Существует легенда о том, что изначально синий камень находился на вершине ярилиного холма. В конце XI в. поборники христианства решили сбросить языческую реликвию вниз, и построить на этом месте православный храм. Храм простоял недолго - он сгорел во время пожара, который случился сразу после этого события. Таким был ответ камня на осквернение святого места. Однако подтверждений этой истории нет.
Последние 150 лет синий камень лежит на сыром болотистом лугу, на левом берегу ручья, впадающего в Плещеево озеро. Однако, даже без учета легенды, это не первое его месторасположение. Несмотря на свои огромные размеры, валун много путешествовал. Известно, что в конце XVI в. камень находился в овраге за борисоглебским монастырем, в городе Переславле.
Через пять столетий после введения христианства на Руси местные жители продолжали поклоняться камню, и это сильно беспокоило служителей церкви. Было решено положить конец этому явлению "Языческих Христиан".
Тогда преподобный Иринарх, пользовавшийся в округе большим уважением, дал распоряжение дьякону местной семеновской церкви Ануфрию зарыть камень в землю. Для этого рядом с камнем была выкопана огромная яма, куда его столкнули и засыпали сверху землей. Но недолго ликовала церковь. Воды озера размыли грунт, и камень вновь оказался на поверхности, еще больше упрочив свое значение и увеличив число поклонников. После этого события на 150 лет камень оставили в покое.
Затем была предпринята другая попытка избавиться от камня. Переславским духовенством было решено использовать камень в фундаменте колокольни новой церкви, строившейся на берегу реки Трубеж. В зиму 1788 года валун был спущен к озеру и погружен на дровни, запряженные дюжиной лошадей. Во время перевозки через озеро, лед не выдержал и проломился, а камень пошел на дно. Церковные власти не только не расстроились, но и обрадовались. Теперь о камне точно можно было забыть навсегда. Однако прошло 60 лет, и камень появился из вод озера, теперь на северо-восточном берегу. Здесь он и находится по сей день.
На самом деле, волшебному появлению камня из водных глубин нашли научное обоснование. Переславский краевед меморский Н. М. объяснил, что камень вынесло на берег вместе с ледяными торосами, а тех, в свою очередь, каждый год гнали к берегу весенние южные ветры. Так, вмерзший в лед валун, медленно, но непреклонно годами продвигался к берегу, чтобы занять свое место на земле, где он имеет полное право находиться.
Сегодня к синему камню продолжают сходиться люди. Кто для того, чтобы просто взглянуть на чудесный валун, а кто, для того, чтобы поведать ему свои сокровенные желания и попросить помощи. Говорят, что камень лечит от многих болезней, и люди верят. Сам камень по своей структуре пористый, и некоторые откалывают от него небольшие кусочки, чтобы носить с собой в качестве талисмана.