Карл саган про китов и связь с внеземными цивилизациями.
Всего семьдесят миллионов лет назад предки китов, плотоядные млекопитающие, постепенно переселились с суши в океан. Морские бездны темны и неподвижны. Зрение и обоняние, столь значимые для млекопитающих на суше, в глубинах океана оказываются далеко не такими полезными. Те предки китов, которые полагались на эти органы чувств в поисках пары, при наблюдениями за детёнышами или за хищниками, не оставили большого потомства
. Поэтому эволюция выбрала и усовершенствовала другой канал восприятия; он великолепно работает и является ключевым для понимания китов - это слух.
Некоторые издаваемые китами звуки называют песнями, но мы по прежнему не понимаем их истинную природу и значение. Они изменяются в широком диапазоне частот, опускаясь на много ниже того уровня, который способно воспринимать человеческое ухо. Типичная песня кита длится примерно 15 минут; самая длинная - около часа. Часто она повторяется, совершенно идентично, секунда в секунду, такт в такт, нота в ноту. Случается, что группа китов прерывает свою песню, покидая холодные зимние воды, а спустя шесть месяцев возвращается обратно, чтобы продолжить в точности с той самой ноты, как будто не было никакого перерыва. У китов очень хорошая память. Но чаще после возвращения изменяются их голоса. На вершине китового хитпарада появляются новые песни.
Очень часто члены группы вместе поют одну песню. По некоему взаимному согласию части песни месяц за месяцем медленно и предсказуемо изменяются в ходе совместного творчества. Нам неизвестно о чём разговаривают или поют киты и их близкие родственники, дельфины. У них нет органов для манипулирования предметами, они не создают инженерных конструкций, но они являются социальными созданиями. Они охотятся, плавают, ловят рыбу, путешествуют, веселятся, спариваются, играют, спасаются от хищников. У них найдётся масса тем для обсуждения.
Основную опасность для китов представляют чужаки, выскочки, которые лишь недавно благодаря своей технологии освоились в океане, создания, называющие себя людьми. На протяжении 99, 99 процента истории китов людей не встречалось ни на глубине, ни на поверхности океана. Всё это время киты свою превосходную систему звуковой коммуникации развивали. Финвал, к примеру, издаёт невероятно громкие звуки на частоте 20 герц, немного ниже нижней октавы фортепьянной клавиатуры. Столь низкочастотные звуки почти не поглощаются океаном.
Американский биолог Роджер пэйн вычислил, что, используя глубоководный акустический канал, два кита, где бы они ни находились, могут связываться друг с другом на частоте двадцать герц. Пусть один из них обретается у шельфового ледника Росса в Антарктике, а другой - возле алеутских островов, это не помешает им установить связь. На протяжении большей части их истории у китов была налажена глобальная коммуникационная сеть. Возможно, издаваемые ими звуки - это любовные песни, с надеждой изливаемые в необъятные глубины океана теми, кого разделяют 15 000 километров.
Десятки миллионов лет эти громадные, умные, общительные создания эволюционировали, практически не имея естественных врагов. Затем с изобретением в XIX веке пароходов появился угрожающий источник.
Шумового загрязнения. По мере того как множились торговые и военные флоты, шумовой фон в океане, особенно на частоте около двадцати герц, становился все более заметным. Киты, устанавливающие связь на океанских просторах, должны были столкнуться с нарастающими трудностями. Расстояние, на котором они могли связываться друг с другом, постепенно сокращалось. Двести лет назад типичная дистанция, на которой финвалам удавалось слышать друг друга, составляла 10 000 километров. Сегодня она, вероятно, сократилась до нескольких сотен километров.
Ли киты друг друга по именам знают? Могут ли они узнавать один другого по голосу? Мы китов друг от друга изолировали. Существа, которые общались на протяжении десятков миллионов лет, теперь по сути обречены на молчание.
Интересная параллель к этой истории существует. Предпочтительный диапазон для межзвездной связи с другими техническими цивилизациями находится вблизи частоты 1, 42 мгц, на которую приходится спектральная линия водорода, самого распространенного во вселенной элемента. Мы сравнительно недавно пытаемся услышать на этой частоте сигналы искусственного происхождения. Однако в этот частотный диапазон все более активно вторгаются земные гражданские и военные коммуникации, причем далеко не в силу острой необходимости. Мы межзвездный канал заглушаем. Неконтролируемый рост земных радиотехнологий может привести к тому, что мы окажемся не готовы к связи с разумными существами с далеких планет. Их песни могут остаться без ответа, поскольку нам не хватает воли, чтобы ограничить собственный радиошум и слушать.
Мы, люди, как вид заинтересованы в установлении связи со внеземными цивилизациями. Но разве не следует для начала наладить связь с земными цивилизация? 6