Какие тайны хранит остров пасхи?
Прежде чем остановиться на многочисленных вопросах, ответы на которые веками пытаются выведать исследователи этого загадочного острова, расскажем вкратце то, что достоверно известно об острове пасхи.
Его площадь всего 118 кв. Км, возник он благодаря вулканической деятельности, кратеров потухших вулканов на острове целых семьдесят, и большая часть острова - заповедная, принадлежит национальному парку. Расположен остров пасхи в отдаленном от центров цивилизации месте - в юго-восточной части тихого океана. Лишь в том случае, если посмотреть сверху, он напоминает треугольник со сторонами 16, 18 и 24 километра, оттуда далеко добираться в любую сторону - до побережья Чили около 3500 километров, до ближайшего острова - 2000 километров.
Нет более удаленного от любого континента острова - не в этом ли факте следует искать ответы на многочисленные загадки далекой земли? Условия жизни экстремальные - тут не растет ни одного дерева, только редкая трава. Ни рек, ни даже ручьев тоже нет, есть лишь три небольших озера, в которых скапливается дождевая вода, они находятся в кратерах потухших вулканов, а в центре расположена пустыня.
Климат субтропический, тепло с ноября по апрель, есть отличные песчаные пляжи, и отсутствует сезон дождей. Единственный город с отелями и аэропортом - ханга - роа. Острову дали имя голландские моряки, которые высадились на нем в первый день пасхальной недели 1722 года. Есть у него и более экзотические названия - рапа - нуи - большое весло, а еще те - пито - о - те - хенуа - пуп вселенной, и мата -Ки- те - ранге - око, глядящее в небо.
Сейчас среди островитян есть представители различных рас: европеоиды, негроиды и представители коренных народов Америки. Занимаются в основном рыболовством и овцеводством. Несмотря на скромность природы, иностранцы тут тоже любят бывать: люди на этом острове находят душевный покой и заряжаются положительной энергией.
Дальше сплошные загадки. Начиная с вопроса: откуда взялось на острове коренное население? Предания говорят о загадочной земле Хива за океаном, откуда пришли первые островитяне. Но к Западу или же к Востоку от острова расположена легендарная земля, предания не сообщают. А от этого в корне меняется представление о вероятной прародине местных жителей: или Америка, или полинезия.
В древности и средних веках географы догадывались, что где-то к югу от экватора должен располагаться целый континент, еще не открытый и ждущий своих первооткрывателей. Там непременно обнаружатся города и народы, обладающие высокой культурой.
Чтобы прояснить этот волнующий вопрос, в 1722 году небольшая флотилия голландского адмирала Якоба роггевена, состоящая из трех военных кораблей, принадлежавших голландской вест-индской компании, обогнула южноамериканский мыс Горн, взяв курс с Востока на Запад. Компания - заказчик этого предприятия, помимо жажды географических открытий, руководствовалась вполне коммерческими соображениями - искала новые источники сырья и рынки сбыта.
Двигалась сначала к Западу от берегов Чили, а потом, взяв курс на север, флотилия неожиданно обнаружила землю. Моряки решили, что это и есть загадочный континент. Вскоре, однако, им пришлось поумерить аппетиты: выяснилось, что открытая земля - не континент, а одинокий остров, затерянный среди бескрайних просторов тихого океана. Поскольку это открытие было совершено на праздник пасхи, то Якоб роггевен назвал остров в честь этого праздника.
Попасть на остров обрадовавшимся своему открытию морякам было не так-то просто. Корабли курсировали трое суток кряду вдоль северного побережья острова, пережидая сильный прибой, не дававший совершить высадку на берег. Шлюпки были спущены лишь 10 апреля, и на остров высадились около полутора сотен первооткрывателей.
Вот как описывает высадку и встречу с местными жителями участник этих событий Карл - Фридрих беренс, сержант - ополченец из мекленбурга в книге под необычным названием "Искушенный Южанин, или Подробное Описание Путешествия Вокруг Света", вышедшей в Лейпциге в 1738 году:
"Мы сошли на берег во имя божие с отрядом до 150 человек - местные жители обступили нас так тесно, что мы не могли ступить ни шагу и были вынуждены прокладывать себе путь силою; а поскольку многие из них возжелали взять себе наше оружие, нам пришлось открыть огонь, отчего оные жители испугались и отступили прочь, но не более чем на десять шагов, полагая, что дальше наши пули не достанут, и опять собрались толпой. И нам пришлось снова стрелять в них. Потом они подходили забирать мертвецов и подходили к нам с дарами, фруктами и всяческими растениями, дабы мы их оставили в покое".
Далее наблюдательный путешественник описывает богатый растительный мир острова и обильные урожаи фруктов и овощей, которые его обитателям дарила эта земля. Описал он и жителей острова пасхи:
"Неизменно бодрые, телосложения ладного, с сильными конечностями, но без худобизны, весьма проворные в ногах, дружелюбные и податливые на ласку, однако же изрядно пугливые: почти все из них, принося свои дары, будь то куры или фрукты, бросали их на землю и немедленно убегали со всей быстротой, как только могли. Кожа у них загорелая, наподобие гишпанцев, однако среди них есть и чернокожие, и некоторые совсем белые; и еще есть среди них краснокожие, как будто обгорели на солнце. Уши же у них длинные, нередко доходящие до плеч; и у многих в разрезах ушных мочек вставлены белые деревяшки как особые украшения.
Тело у них разрисовано (татуировано) изображениями птиц и разных чудных зверей, одно краше другого. У женщин обычно на лицо нанесена красная краска. И носят они красные и белые одеяния и небольшие шапки на голове, сплетенные из тростника или соломы; они собирались вокруг нас, и садились, и смеялись, и были весьма дружелюбны, иные же звали к нам людей из своих домов и махали им руками".
Однако, пожалуй, наибольшее впечатление на очевидца произвели исполинские статуи. По отношению к ним местных жителей сержант беренс понял, что это изображения богов или идолов. Любопытный беренс терялся в догадках, как эти статуи могли появиться, наблюдая, как островитяне "Развели Костры Перед Очень Высокими Каменными Статуями, Которые нас Поразили", и не мог понять, "как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести".
Современные ученые тоже лишь строят версии по поводу исполинских статуй, "которых на всем берегу имеется изрядное количество; они (островитяне) падают перед ними ниц и совершают моления. Все сии идолы вырублены из камня в виде людей с длинными ушами, увенчанных короной, вырублено же все это с таким искусством, что нам оставалось лишь изумляться.
Рядом с этими языческими идолами или в некотором отдалении от них уложены большие белые камни длиной от 20 до 30 шагов. Часть поклоняющихся, очевидно, служили жрецами этих идолов, ибо они молились дольше и искреннее других. От других этих жрецов можно отличить также по тому, что не только в ушах у них висят большие белые деревяшки, но и головы обриты наголо, то есть совсем лишены волос. Они носят шапки из белых и черных перьев, напоминающие оперение аиста".
Оригинальная культура островитян так и не дождалась своих исследователей - ученых - этнографов, которые ее бы тщательно задокументировали и описали. Что случилось в следующие пятьдесят лет, достоверно не известно - скорее всего, междоусобная война, в результате которой архаичная цивилизация погибла.
Остров пасхи как он есть.
В 1774 году на остров пасхи приплыл знаменитый английский мореплаватель и путешественник Джеймс Кук, также искавший легендарный южный материк. Он большинство статуй сброшенными и лежавшими на земле нашел. На этом некогда процветавшем острове царило запустение. Большинство полей было заброшено. Местные жители в нищете пребывали. Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни", - недоумевал мореплаватель.
Не менее знаменитый путешественник француз Жан Франсуа Лаперуз, прибывший на остров в 1786 году, составил детальную карту и указал более точные координаты острова пасхи. Он и начал строить версии, что же случилось тут, что былое величие сменил упадок. Он рассуждал о "Деревьях, Которые эти Жители Имели Неосторожность Срубить в Очень Давние Времена". Разгильдяйство и бесхозяйственность населения, по мнению Лаперуза, были причиной постигшего остров упадка.
"Долгое пребывание на острове иль - де - Франс, который очень похож на остров пасхи, - писал Лаперуз, - меня научило, что деревья гам никогда не дают новых ростков, если только они не укрыты от морских ветров другими деревьями или кольцом стен, и этот опыт позволил мне открыть причину опустошения острова пасхи. У жителей этого острова было меньше оснований жаловаться на извержение вулканов, давно потухших, чем на собственную неосторожность".
После Лаперуза еще долго никто не подступался к загадке острова. Испанцы, прибывшие на остров в конце Xviii века, не были этнографами или историками. Они экономические цели преследовали. Когда у европейских ученых дошел черед до исследования острова, там остались лишь знаменитые статуи, капище на краю кратера одного из островных вулканов и немногочисленные деревянные таблички с письменами, которые еще только предстоит расшифровать исследователям. Эти загадочные иероглифические письмена пока что удалось прочитать лишь частично.
В XIX веке местное население опустошительным налетам с континента подверглось.
В 1862 году остров пережил нападение перуанских работорговцев, которые взяли в плен и угнали добывать гуано в пустыне Атакама 900 человек, в том числе последнего "Арики" (короля. Спустя некоторое время еще 300 жителей были захвачены и увезены на остров таити для работы на плантациях.
От следующего нашествия любителей наживы бежали не только коренные жители, но даже и жившие там миссионеры. Все они отправились от греха подальше, на простирающийся к Западу от острова пасхи архипелаг гамбье. Потери населения были внушительными: за небольшой отрезок времени с 1862 по 1877 год число жителей острова сократилось с 2500 до 111 человек.
Оставшиеся не могли ничего внятно рассказать об обычаях предков. Учеными выдвинуто предположение, что авторами статуй острова пасхи были полинезийцы, которые поселились на этом острове в период между IV и XII веками.
Свою версию происхождения коренного населения выдвинул знаменитый норвежский путешественник тур Хейердал, в 1950-х годах начавший исследовать остров. По его мнению, он был заселен переселенцами из древнего перу. Есть доказательства, что остров неоднократно посещали инки. Загадочные каменные статуи очень похожи на статуэтки, найденные в южноамериканских Андах.
Есть и сельскохозяйственные доводы в пользу этой версии: батат, который тут выращивают, распространен в перу. Однако проведенный учеными генетический анализ населения острова пасхи показывает другое направление - предки коренных жителей имели полинезийское происхождение. Рапануйский язык, на котором говорят островитяне, относится к семейству полинезийских языков.
Согласно мнению ученых, около 900 года нашей эры на остров пасхи прибыло несколько больших лодок с несколькими десятками полинезийцев, которые захватили с собой домашних животных и культурные растения. Их взорам предстал привлекательный остров, покрытый в то время непроходимыми лесами.
Там имелось все необходимое для вполне комфортной жизни. Возникшая таким образом на острове цивилизация переживает расцвет, продолжавшийся с 1000 до 1500 года. В эту эпоху население острова пасхи увеличилось примерно до двадцати тысяч человек. Тогда же были вырублены около 800 каменных статуй, созданных с помощью каменных инструментов из вулканического туфа в кратере рано - рараку.
Более 230 статуй были переправлены пока непонятным способом из кратера на впечатляющие расстояния и установлены на каменных платформах на побережье острова. Еще почти 400 статуй, каждая из которых весила более 100 тонн, остались незавершенными. Самая большая из статуй имеет вес 270 тонн.
Однако вследствие неких событий вырубка статуй прекратилась. Предположительно имел место междоусобный конфликт. На это указывают тысячи обнаруженных учеными наконечников стрел и дротиков из обсидиана. Конфликт стал причиной того, что статуи были сброшены со своих постаментов. К тому времени, когда на остров пасхи прибыла эскадра Якоба роггевена, население острова составляло около двух тысяч уцелевших в конфликте жителей.
Но это лишь предполагаемый путь цивилизации острова пасхи. Так ли все было на самом деле, у ученых никакой уверенности нет. Как нет и точных ответов на вопрос, что собой представляют каменные статуи - моаи. Их смысл, предназначение, и главное - способ доставки к месту установки.
Местные жители уверяли, что моаи охраняют их и их землю от злых духов. Все стоящие статуи повернуты лицом к острову.
Они переносились к месту назначения уже в готовом виде. Этой цели служили три главные дороги. Постаменты, на которые устанавливались эти статуи - аху - стоят вдоль береговой линии. Самый большой постамент имеет длину 160 метров с центральной платформой около 45 метров. На ней размещались 15 статуй.
Однако абсолютное большинство статуй не закончены и лежат в расположенных вдоль древних дорог каменоломнях. Другие статуи находятся в кратере рано - рараку. Много статуй осталось недоделанными и пребывают в разной степени готовности. У одних намечены лишь контуры, в то время как другим не хватает лишь нескольких финальных штрихов, когда их можно было бы отделить от скалы, чтобы везти к месту установки. Третьи лежат, так и не дождавшись отправки. Такое впечатление, что в один момент на острове произошло нечто, что одним махом прекратило создание моаи. Строители как по команде закончили работу, бросив прямо на своем рабочем месте орудия труда - каменные топоры, кувалды и зубила.
Уже установленные статуи, стоявшие на своих постаментах, были повалены и разбиты. Были разбиты и их платформы.
Отдельным жанром, требовавшим виртуозности древних мастеров, было сооружение платформ под статуи - аху. Первые аху имеют возраст примерно 700- 800 лет. Вначале изготовлялись блоки, из которых складывался ровный пьедестал. Блоки были подогнаны один к одному максимально плотно.
Исследования дорог, по которым передвигали платформы, дали интересные результаты. В некоторых местах были обнаружены столбы, которые, возможно, служили опорами для рычагов, с помощью которых статуи тащили к морю. Время строительства этих дорог установили лишь приблизительно - предполагают, что статуи закончили транспортировать примерно к 1500 году.
Предположение исследователей состоит в том, что эти изваяния доставлялись к местам установки небольшими группами людей, использовавших при этом несложную технику в виде крепких канатов из растительных волокон, скорее всего, тростниковых, деревянных катков, рычагов и устанавливавших их в вертикальное положение путем подсыпки под них камней.
Фольклор жителей этого загадочного острова сохранил сведения о медленном опускании земли под воду, а также о катастрофах, вызванных богом увоке, некогда расколовшим землю своим огненным посохом. Возможно, материк с древней развитой цивилизацией или хотя бы немаленьких размеров острова все же были в древние времена где-то поблизости? Источник: Paranormal - News. ru.