Христианство до Христа.
Ezomir.
Многое из того, что народная молва приписывает христианству, на самом деле - всего лишь распространённые заблуждения.
Сторонники теории переселения душ полагают, что первоначально тема реинкарнации присутствовала в учении Христа, но потом отцы церкви сокрыли эту информацию от простых верующих. Особенно верят в подобное теософы и оккультисты. В качестве "Доказательств" приводятся фрагменты из библии. Например, эпизод, когда Христос как бы отождествляет Иоанна крестителя с пророком Илиёй.
Но на самом деле спаситель всего лишь имеет в виду, что Иоанн проповедует "в Духе и Силе Илии".
Так же легко опровергается и неверное понимание фразы апостолов, спрашивающих Иисуса о причинах, по которым человек родился слепым: "равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? " Такая постановка вопроса объясняется вовсе не тем, что ученики верили в реинкарнацию. Просто в иудейской среде существовало мнение, что ребёнок уже в утробе матери с самого зачатия имеет добрые или злые ощущения и потому может согрешить. Подобным образом легко опровергаются и другие "Доказательные" эпизоды.
Теория перевоплощения в христианском мире категорически отвергалась с самого начала, поскольку она противоречит христианскому учению о душе и посмертной участи. И даже записанный в сторонники реинкарнации богослов ориген, по молодости выдвигавший идею возможного предсуществования душ, в более поздних своих трудах подверг доктрину перевоплощения резкой критике и называл "Неразумным Учением, Чуждым Церкви Божией".
Библейские упоминания о загробной судьбе людей основаны на вере в воскрешение души, а отнюдь не в перевоплощение. Например: "И как Человекам Положено Однажды Умереть, а Потом суд, так и Христос, Однажды Принеся Себя в Жертву, Чтобы Подъять Грехи Многих, во Второй раз Явится не для Очищения Греха, а для Ожидающих Его во Спасение".
Вера в воскресение усопших демонстрируется не только в новом завете, но и в ветхозаветных книгах: "…ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной".
Также несостоятельна и идея, будто Христос, чтобы снова прийти в мир, воплотится в новом младенце. Ведь Иисус после своего воскресения больше не умирал, а вознёсся на небо, и для него уже нет необходимости снова проходить цикл перевоплощения.
Христианство взорвало языческий мир невообразимыми, кажущимися невероятными представлениями о боге, человеке и их взаимоотношениях. Ведь чем выше истина, тем сложнее она постигается человеческим разумом и тем абсурднее кажется.
Примеры того, как истина может показаться абсурдом, можно легко найти в реальной жизни. Полнейшим бредом когда-то казалась людям теория о том, что не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца, и что планета наша имеет форму шара.
Вот и бог пришёл к людям так, как ни один мудрец мира не мог выдумать, - не в силе и славе, не как великий завоеватель и поработитель, а в образе смиренного страдальца, искупающего погрязшее во зле человечество, и как пример абсолютной любви. Внешне это может казаться абсурдным, но за всем этим скрываются непостижимые для примитивного человеческого разума божественные логика, мудрость и непротиворечивость.
Современные христиане не считают науку и религию противоречащими друг другу способами познания мира, а признают их как два пути, которые могут дополнять друг друга. Апостол Павел высказал мысль: "Вера Есть Осуществление Ожидаемого и Уверенность в Невидимом". Это актуально и для научного мира. Похожей верой обладает учёный, делающий теоретическое предположение и получающий экспериментальным путём косвенные подтверждения своей теории. Разумеется, и в жизни христиан тоже случаются подтверждающие их веру опыты и эксперименты, а сама Вера не противоречит разуму и здравому смыслу.
Согласно христианскому учению, душа человека проживает в теле единственную жизнь и после смерти тела ожидает второго пришествия спасителя, всеобщего воскресения мёртвых и страшного суда, на котором решится участь каждого жившего на земле. И все, кого бог возьмёт в своё царство, - будут счастливо вечно жить в восстановленных и обновлённых телах, не зная ни болезней, ни страданий, ни лишений.
Что же касается ада для отверженных - разумеется, это будут не мифически - лубочные подземелья с чертями, кипящими котлами и пытками огнём, а некое состояние, о сущности которого можно лишь гадать. Вероятно, само отлучение от божьей любви вкупе с угрызениями совести и невозможностью исправить непоправимое покажется адскими муками для нераскаявшихся душ.
Однако судить о том, кто по-настоящему хороший, а кто плохой, и кто достоин или не достоин рая, мы никак не можем. Примитивная идея воздаяния на манер светского суда по принципу "Хорошим - Пряник, Плохим - Наказание" тут не работает. Как не работают и хитрые уловки вроде "Поживу в Своё Удовольствие, а Перед Смертью Покаюсь" (или "крещусь, смыв с себя грехи".
Бог прежде всего - это любовь, и он не оценивает нас как "Хороших" или "плохих". Он скорее подобен доктору, старающемуся по возможности вылечить всех, кто этого желает. Все наши мысли и поступки либо отдаляют, либо приближают нас к любви. В той или иной мере духовно больны все, и даже человек святой жизни может смертельно заболеть, если сочтёт себя полностью здоровым и возгордится. Из любых пучин греха человека может вытащить главное лекарство - покаяние, возвращающее человека к богу. Даже раскаявшийся злодей может измениться и стать достойным рая. Но покаяние должно быть искренним и вести к позитивным переменам в душе.
Неслучайно в православном предании есть замечательные строки: "Если мы Попадём в рай, то Удивимся Трём Вещам: мы не Увидим в раю тех, кто там Должен Быть по Нашим Человеческим Понятиям; мы Увидим тех, Кого Вроде бы там Быть не Должно; и, Наконец, мы Удивимся, что Сами там Оказались".
По этому поводу сразу вспоминается анекдот, в котором ангел водит душу умершего по раю и показывает здания, в которых живут представители различных вероисповеданий. И лишь в одном месте он переходит на шёпот и просит почившего говорить потише, поясняя ему: в этом доме живут православные, которые уверены, что они тут в раю одни.
Разумеется, подобное мнение поддерживают не все православные. Но среди христиан ультраортодоксального мировоззрения действительно многие искренне верят, что спасутся только православные, да и то не все, а лишь те, кто чётко следует православным догматам и канонам. А представителей всех иных конфессий и религий автоматически ждёт ад.
Им невдомёк, в какую чудовищную карикатуру на бога они верят. Ведь тот, кто заведомо знает, что миллиарды людей "Неправильных" вероисповеданий навеки погибнут, но при этом даёт им жизнь лишь для того, чтобы потом обречь на бесконечные адские муки, может быть только дьяволом, либо нелепым божком, главные признаки которого - бессилие и слабоумие.
В подтверждение своего мнения радикалы любят козырять цитатами из Игнатия брянчанинова и некоторых других святых, веривших, что кроме православных никто не спасётся. Забывая о том, что даже святые порой высказывали весьма спорные мнения.
Ад - это не место наказания, а состояние души человека, сгноившего свою душу во зле и неспособного любить бога и своих ближних. Божья любовь одновременно может приносить беспредельную радость тем, кто способен её воспринять, и мучительную боль - тем, кто её отверг. Споры же представителей различных религий и конфессий о том, кто из них спасётся, напоминают выяснение отношений детей в песочнице. Религия - всего лишь путь к богу. Принадлежность человека к "Истинной Вере" упрощает задачу "путника", но не спасает автоматически его душу. Помимо прямого и относительно ровного пути к богу есть и другие дороги. Одни из них ведут в никуда, другие - через тернии и ухабы всё равно могут привести к всевышнему, если у человека в душе есть внутренний компас - совесть или нравственный закон. А значит, представители иных вер тоже могут спастись, если будут жить по совести, совершенствуясь в любви и добре.
Хождение в храм, принятие святых таинств и регулярное молитвенное обращение к богу - всё это хорошо и полезно для души, но одно лишь исполнение этих правил не делает человека настоящим христианином. Человек может фанатично исполнять всё вышеназванное, но при этом быть по своей сути не христианином, а фарисеем. И вместо любви иметь в сердце неистребимую гордыню, разрушая свою душу осуждением всех и вся. Оправдывая себя, такой человек может создавать в своём уме искажённый образ Христа, приспособленный к собственному порочному образу мышления.
Настоящий христианин - тот, кто всей своей жизнью старается исполнить христовы заповеди, совершенствуясь в любви и освобождаясь от вредных привычек, страстей и грехов, мешающих единению с богом.
Подобное мнение обычно высказывают сторонники агрессивной позиции в жизни, не склонные разбираться в тонкостях чуждой им православной веры, привыкшие решать все вопросы силой, навязывать другим свою волю и пытаться доминировать, превознося собственное "я".
Настоящие христиане признают свои слабости, стараются объективно оценивать самих себя и учиться смирению. Однако настоящее смирение - это вовсе не рабское преклонение перед более сильными, а созидание мира и гармонии в собственной душе. Смирение не перед злом, а перед богом.
Порой возникает необходимость простить чужой "Удар" и не ответить на него, чтобы собственными руками не умножать зло. Но иногда возникает необходимость взять оружие и убить врагов, чтобы спасти ближних и своё отечество. Христианин может простить личного врага, отказавшись от мести, но при этом он не позволяет обижать своих ближних и старается защитить их даже ценою своей жизни.
Почти все знаменитые русские полководцы - от Александра невского и Дмитрия донского до Александра Суворова - были искренне верующими православными христианами. Вряд ли у кого-то повернётся язык назвать их рабами. И именно православные люди смогли объединить в единое государство шестую часть суши. Причём не только силой, но и добром, неся более высокую мораль и культуру и не посягая на самобытность народов, в чьи земли вступали.
Среди священников изредка попадаются самодуры, запрещающие иметь супружескую близость кроме как с целью зачатия. От таких горе - духовников лучше держаться подальше. Их благословения вступают в противоречие с "Основами Социальной Концепции Русской Православной Церкви". В главе XII. 3, посвящённой проблеме контрацепции, запрещаются лишь абортивные методы избегания беременности, прерывающие на ранних стадиях жизнь эмбриона. И допускаются любые "Барьерные" методы, препятствующие оплодотворению яйцеклетки.
О том, что супружеская близость предназначена далеко не только для зачатия детей, говорили в прошлом и святые отцы - в частности, Иоанн Златоуст. В то же время церковь напоминает супругам - христианам, что продолжение человеческого рода всё же является одной из основных целей установленного богом брачного союза.
Порой перед входом в храм можно увидеть молящуюся женщину, не решающуюся зайти внутрь. Знающие люди поясняют: у неё сейчас месячные, поэтому ей нельзя в церковь заходить. Подобный дискриминационный поход корни в ветхозаветном мировоззрении имеет.
Дело в том, что в храме, где совершается бескровная жертва, запрещено проливать любую кровь. В далёком прошлом надёжных средств защиты во время месячного очищения не было и менструальная кровь действительно могла протечь на пол церкви, а потому женщинам во время этого периода не разрешали приходить в храм. Но сейчас подобной опасности осквернения храма не существует, и было бы глупо и несправедливо запрещать представительницам прекрасной половины человечества приходить на службу в эти дни.
Глупо считать скверной процесс естественного очищения, ведь его заложил в человека сам создатель и человек не виноват в том, что дано ему от природы. Против запрета женщине ходить в церковь во время месячных высказывались некоторые святые отцы, например, святитель Григорий великий. Однако некоторые священники с ветхозаветными богословскими убеждениями до сих пор считают, что женщинам во время месячных делать в храме нечего.
В настоящее время официальной позицией церкви по этому вопросу считается компромиссное решение: женщине ходить в церковь во время месячных можно. Однако ей не рекомендуется в эти дни причащаться, кроме случаев смертной опасности или если кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
На эту тему поныне ведутся споры даже среди священников. В некоторых книгах для священнослужителей даже можно встретить рекомендацию: в случае опасных эпидемий инфекционным больным нежелательно участвовать в общем причастии, либо им следует причащаться в последнюю очередь, после здоровых людей. А иконы в такие периоды должны регулярно протираться бактерицидными средствами.
С другой стороны, как показывает практика, постоянные прихожане храмов болеют ничуть не чаще, чем обычные, внецерковные люди. Многие мои знакомые, для которых храм - как родной дом, утверждают, что за многие годы посещения церквей, несмотря на регулярное участие в святых таинствах и целование тысяч икон, они не только не подхватили никакой заразы, но и даже не слышали о подобных случаях. А одна из наших прихожанок рассказала, что во время прохождения курса химиотерапии вопреки запретам врачей регулярно выбиралась в ближайший храм на причастие. И ни разу не заболела ни орви, ни другими простудными заболеваниями. Да и после "Химии" восстановилась довольно быстро.
Ещё одним опровержением мифа могут служить священники и диаконы, регулярно потребляющие святые дары после причастия. В том случае, если бы можно было легко заразиться, то они бы из болезней не вылезали, а у них - всё в порядке.
Наконец, были случаи, когда любознательные микробиологи брали на анализ пробы с икон и других святынь. И потом удивлялись, обнаруживая практически полную стерильность взятых образцов. Так что бояться посещения храмов уж точно не стоит.