Фридрих Ницше - тайный пророк.
Ezomir.
Имя Фридриха Ницше, создателя оригинального учения - ницшеанства, известно каждому образованному человеку, но не все знают о скрытой, мистической стороне этого учения. Повсюду в его работах разбросаны знаки и символы подчас очень старинной эпохи, как послание из мира забытых индоевропейских традиций.
Творческое наследие знаменитого тевтонского философа связано с именами античных богов и провидцев. В своих произведениях профессор из города Базеля выступал под масками Диониса и Заратустры, используя образы, ключевые для всей арийской цивилизации. Ведь Заратустра это древнеперсидский пророк и религиозный реформатор, основатель зороастризма, религии, основным убеждением которой было представление о бесконечной и непримиримой вражде двух полюсов - света и тьмы, тепла и холода, позднее позаимствованное христианством. Вот только в отличие от семитской религии в зороастризме, проникнутом арийским духом, не было и слова о грехе, мучительном раскаянии или искуплении вины. Ницше перенёс древнюю иранскую мудрость в современную для него эпоху, сделав из Заратустры символ жизненной силы и альтернативы, противостояния христианству. В теории Ницше добро и зло не конфликтуют, а дополняют друг друга, как две силы без каждой из которых жизнь всё равно было бы немыслима, это вечные союзники. Ещё более отчётливо подобные устремления в философии Ницше проявились в образе Диониса, который лейтмотивом проходит через всё его творчество. Дионис это олицетворение таинственных сил природы, колоссального внутреннего потенциала окружающего нас внешнего мира, противопоставленное христианскому идеалу религиозного фанатика и аскета.
Жизненный путь таинственного немецкого философа, далёкого от академических достижений, сам представляет собой загадку, откровение, временное явление могущественной потусторонней силы, которая возникает, чтобы раскрыть многие тайны, провозгласить истину и затем бесследно исчезает, скидывая с себя бренную человеческую оболочку. Биография Ницше несёт в себе печать избранничества, предназначения, присутствия некой руководящей воли. Уильям Миллер, основатель секты адвентистов, предсказывал второе рождение Христа на 1844 год, однако в этом году в семье протестантского пастора в рёккене родился Фридрих Ницше, которого можно назвать скорее антиподом Христу. Проявляя выдающиеся способности к музыке и изучению иностранных языков, он уже в юности сблизился с Рихардом Вагнером, на которого оказал существенное влияние, стал профессором филологии и получил университетскую каферду в 24 года. Но спустя чуть более 10 лет он навсегда оставил кафедру по состоянию здоровья, для того, чтобы принести в свет своё учение, послание забытых веков, из мира традиционной индоевропейской культуры. С этим этапом связаны его основные творческие достижения и публикация книг "Так Говорил Заратустра", "по ту сторону добра и зла", "сумерки кумиров", "антихрист". А спустя 11 лет напряжённой работы Фридриха Ницше настигает внезапная утрата рассудка, годы безумия и смерть, но его слава, напротив, с этого момента становится всё более громкой, влияние всё сильнее, в результате чего ницшеанство остаётся актуальным и спустя полтора столетия.
Ницше был выдающимся, прирождённым психологом и благодаря этому он раскрыл многие психологические особенности, которые предопределили возникновение и распространение христианства и заново открыл многие типичные черты традиционного арийского мировоззрения и аристократической морали. Отличие древнеевропейской языческой и христианской морали и религиозности Ницше хорошо сознавал ещё в ранние годы: "греки взирали на гомеровских богов не как на своих владык и не сознавали себя их рабами, подобно иудеям. Они видели в них как бы лишь отражение самых удачных экземпляров своей собственной касты, т. е. идеал своего собственного существа, а не его противоположность"(Цитата из"человеческое, слишком человеческое", впервые опубликована в мае 1878 года в хемнице. Алистер кроули, аглийский поэт и эзотерик, восхищаясь его мудростью, называл Ницше предыдущей реинкарнацией бога тота (последним воплощением этого древнеегипетского божества он считал самого себя. Савитри Дэви, долгое время жившая в Индии, рассказывала о брахмане, который рассматривал книги Ницше как священные тексты и дважды в неделю толковал их в тесном круге своих учеников.
Все наиболее важные, запоминающиеся идеи и образы, характерные для философии Ницше, имеют традиционную и мистическую основу: сверхчеловек, этот символ самопреодоления, воля к власти и белокурая бестия. Другая оригинальная идея, вечное возвращение, представляет собой переработку традиционной теории циклов, великий год, о котором сообщает мыслитель в поэме "Так Говорил Заратустра", связан с периодом прецессии равноденствий, который составляет 26 тысяч лет и по прошествии которого начинается новый этап, новый цикл развития. Однако философия Ницше тесно связана, не только с дионисийскими таинствами, учением Гераклита или книгой законов Ману, откуда он позаимствовал идею о восстановлении кастового общества, но и европейскими легендами, богами и преданиями. Ещё в юности, будучи ревностным вагнерианцем, погружённый в мистическую атмосферу вагнеровских опер, Ницше был увлечён немецкой и скандинавской мифологией, романтической европейской культурой. В своём раннем произведении "Рождение Трагедии из Духа Музыки" он так говорит об этом:
"Европейский дух, несмотря ни на что, не сокрушённый в своём дивном здоровье, глубине и дионисической силе, подобно склонившемуся в дремоте рыцарю, покоится и грезит в недоступной никому пропасти; из неё - то и доносится до нас дионисическая песня, давая понять нам, что этому рыцарю и теперь ещё в блаженно - строгих видениях снится стародавний дионисический миф. Пусть никто не думает, что европейский дух навеки утратил свою мифическую родину, раз он ещё так ясно понимает голоса птиц, рассказывающих ему об этой родине. Будет день, и проснётся он во всей утренней свежести, стряхнув свой долгий, тяжёлый сон; тогда убьёт он драконов, уничтожит коварных Карлов и разбудит брунгильду; и даже копьё вотана не в силах будет преградить ему путь".
Вечное возвращение, провозглашённое тайным пророком Фридрихом Ницше, обещает новый подъём античных богов и расцвет европейской языческой культуры. Ницше является одним из рыцарей общеевропейской героической традиции, её знаменосцем, глашатаем, вольнодумцем и еретиком, его учение не утрачивает своё колдовское очарование и спустя почти полтора столетия. Феномен Ницше пока ещё не до конца осмыслен, но без сомнения, время для его учения ещё придёт и принесёт свои плоды, как учат нас жизнерадостный Дионис и персидский пророк Заратустра.