11.11.2016 в 10:52

( Наука@Science_Newworld).

Физикам впервые удалось зафиксировать и засечь время события, произошедшего внутри атома, с точностью до одной триллионной одной миллиардной секунды.

Когда свет воздействует на электроны в атоме, их состояние изменяется за такие малые доли секунды, что успеть зафиксировать происходящие за это время события раньше представлялось невозможным
Физикам удалось измерить продолжительность события, длившегося несколько аттосекунд.. Однако группе физиков из университета Мюнхена и института квантовой оптики общества Макса планка удалось измерить длительность одного такого изменения.
Когда фотон взаимодействует с атомом гелия, состоящим из двух протонов, двух нейтронов и двух электронов, энергия, которую фотон сообщает атому, расходуется на возбуждение одного или обоих электронов. В результате либо один из электронов покидает атом гелия, либо энергия распределяется между обоими электронами. Это явление, открытое еще Альбертом энштейном, называется фотоионизацией и длится от 5 до 15 аттосекунд (10? - 18. С. немецким физикам удалось измерить его продолжительность с точностью до зептосекунды - одной триллионной одной миллиардной секунды (10? - 21 с.
Чтобы наблюдать за процессами, происходящими с такой скоростью, нужно устройство, мы назовем его условно фотоаппаратом, которое способно делать триллионы кадров секунду. Его роль в эксперименте немецких ученых выполнили лазеры. Сначала на отдельный атом гелия направили ультрафиолетовый лазер, включавшийся на одну аттосекунду (10? - 18 с), чтобы привести электроны в возбужденное состояние. Одновременно второй, инфракрасный, лазер светил на атом гелия веансами по одной фемтосекунде (10? - 15. С. отделившийся в результате фотоионизации ультрафиолетом электрон засекали при помощи инфракрасного лазера и, измеряя его показатели, делали вывод о том, сколько времени прошло со времни его возбуждения. Таким образом ученым удалось впервые в истории изучить распределение энергии между электронами при фотоионизации в последние несколько аттосекунд перед отделением одного из них от атома.
Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Review Letters. Источник: Popmech. ru.