Феномен нерукотворных ликов.
Среди таинственных явлений, окружающих нас, особое место занимают изображения, которые называют нерукотворными. Над их загадками ученые ломают головы на протяжении многих лет - ведь проведенные исследования однозначно указывают, что данные картины не могли быть созданы людьми.
Материалы, из которых они изготовлены, веками хранятся без повреждений, а использованных для рисунков красителей просто не существует в природе.
Анализ неточным был.
Самое известное из подобных нерукотворных изображений - туринская плащаница.
Согласно библейской легенде, в этот кусок полотна размером примерно 4, 4x1, 1 метра завернули тело Иисуса, снятое с креста. На полотне осталось двойное изображение: на одной половине образ мужчины со сложенными впереди руками, на другой - рисунок того же тела со спины.
На плащанице хорошо различаются детали: борода, волосы, губы, пальцы. Также полотно сохранило следы крови от ран, их расположение в точности соответствует тому, что описано в библейских текстах, из-за чего плащаницу иногда называют пятым евангелием.
В настоящее время реликвия в туринском соборе Иоанна крестителя хранится. Она заперта в массивном сундуке на три замка, ключи от которых хранятся у разных священнослужителей, и доступ к реликвии может быть осуществлен только по их общему согласию.
При этом римско-католическая церковь официально не признает подлинность реликвии. Более того - проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что ткань была создана примерно в Xiii веке. Да и само появление плащаницы в соборе окутано тайной: по одной версии, ее привез некий рыцарь - крестоносец, по другой - что она когда-то хранилась в Константинополе и попала в Турин через Францию.
Изучением туринской плащаницы и других нерукотворных изображений занимается отдельная наука, названная синдологией (от древнегреческого "Синдон" - "тонкое полотно". В 2005 году телеканал Discovery показал интервью с американским химиком Раймондом Роджерсом, который принимал участие в исследованиях 1988 года.
Роджерс предположил, что образцы для радиоуглеродного анализа были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы, и ее датировка вполне может относиться ко времени распятия Христа, один из трех.
Сразу несколько нерукотворных изображений отражают библейский сюжет о веронике - благочестивой женщине, которая, когда Иисус нес крест на голгофу, дала ему напиться и вытерла его лицо своим платком, после чего на ткани остался облик Христа.
Тип изображения Христа, представляющего его лик на платке, принято называть спас нерукотворный.
В настоящее время святая Вероника является покровительницей фотографов, а в мире существуют три реликвии, которые называют "Плат Вероники" или "вуаль вероники" - и каждая из которых, по мнению церковников, может быть подлинной.
Один плат вероники хранится в римском соборе святого Петра. На тонкой ткани хорошо видно лицо Иисуса - как и изображение на плащанице, оно каким-то образом нанесено без помощи красок. Правда, в настоящее время рассмотреть его обычному человеку не представляется возможным: еще в 1628 году папа римский Урбан Viii разрешил публичный показ плата только один раз в году - в пятую воскресную вечерю великого поста, когда его демонстрируют с высокой лоджии столпа святой вероники, а приблизиться к нему позволено только служителям собора.
Вторая реликвия, которую чаще называют "Вуаль Вероники", хранится в монастыре небольшого итальянского города манопелло. В начале XXI века немецкий священник, преподаватель грегорианского университета в Риме, франк Генрих фейфер опубликовал результаты своих исследований этой вуали.
Она представляет собой кусок прозрачной ткани размером примерно 17x24 сантиметра, где запечатлено мужское лицо с бородой, которое, в зависимости от того, под каким углом падают солнечные лучи, то появляется, то исчезает.
Изображение имеет необыкновенное сходство с образом на туринской плащанице, при этом никаких следов красителей фейферу обнаружить не удалось.
Третьей реликвией является прямоугольный кусок полотна из льняного батиста с пятнами крови и ликом Иисуса, он хранится в монастыре святого лика испанского города Аликанте.
Известный ученый - синдолог Ян Вильсон, изучая эти изображения, пришел к выводу, что подлинный плат вероники хранится в манопелло, а ткани из Рима и Аликанте - более поздние копии реликвии, созданные в X или XI веках.
Дева мария со смуглым лицом.
В латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ девы Марии гваделупской.
По легенде, богоматерь в образе смуглолицей женщины четыре раза являлась 17-летнему мексиканскому крестьянину Хуану Диего куаухтлатоатцину в декабре 1531 года. Она попросила юношу, чтобы на холме тепейак, где проходили их встречи, построили церковь.
Хуан Диего передал эти слова местному епископу Хуану де сумарраге - но тот не поверил крестьянину, сказав, что богородица должна подтвердить свои слова каким-нибудь знамением.
Юноша снова пришел на холм и передал деве Марии мнение епископа. Богородица сделала так, что на бесплодной скале холма в разгар зимы расцвели розы. Хуан диего завернул цветы в свой плащ и отнес епископу. Плащ развернули в присутствии большого числа людей, розы упали на землю - и все увидели, что на ткани запечатлелся образ смуглой богоматери, которую стали называть девой Марией гваделупской.
В настоящее время храм девы Марии гваделупской посещают миллионы паломников со всего света - а результаты исследований нерукотворного изображения ставят ученых в тупик.
В 1947 году этот образ богоматери исследовал немецкий ученый, нобелевский лауреат в области химии Рихард кун. Он пришел к выводу, что изображение не было создано человеком: на полотне отсутствуют следы любых пигментов, и каждый оттенок образа является химическим соединением с тканью.
В 1976 году мексиканские исследователи Роберто паласиос и Эрнесто пальярес определили, что полотно плаща было соткано из волокон кактуса айяте.
Такой материал обычно хранится не более 30 лет. Но возраст плаща составляет уже почти половину тысячелетия - и при этом его ткань не гниет и не портится. На ней нет бактерий, и к ней не прилипает пыль. Как можно объяснить такое, ученые просто не знают.
Более того - изображение богородицы имеет живые глаза! Исследователи выяснили, что зрачки нерукотворного изображения реагируют на свет, расширяясь или сужаясь.
В 1929 году фотограф Альфонсо марке обнаружил в правом глазу изображения девы Марии образ бородатого мужчины. Современные ученые, создав компьютерное изображение глаз богородицы, увеличенных в 2, 5 тысячи раз, определили, что в обоих глазах девы Марии есть образы мужчин.
По сохранившимся портретам было установлено, что одним из них является индеец Хуан Диего куаухглатоатцин, а другим - епископ Хуан де сумаррага. При этом деформация образов полностью соответствует преломлениям роговицы живого глаза!
Уже в наше время исследованием нерукотворного изображения девы Марии гваделупской занимались специалисты наса. Они установили, что полотно плаща имеет постоянную температуру живого тела - 36, 6 градуса по шкале цельсия. Но и это еще не все: выяснилось, что ткань пульсирует! Частота составляет 115 ударов в минуту - примерно такой пульс у ребенка в чреве матери.
Портрет на кафельной плитке.
Нерукотворные изображения могут быть не только божественными. В 1971 году в испанской деревне белмез - де -ла- мораледа в доме Марии Гомес перейры на кафельной плитке неожиданно появился мужской портрет.
Отмыть его не удалось, и женщина попросила сына сбить плитку и уложить другую. Но через некоторое время портрет вновь появился. Жители деревни опознали в нем мужчину, давно умершего и похороненного на старом кладбище, на месте которого позже были построены дома, в том числе и жилище Марии.
Специалист по паранормальным явлениям Герман де аргумоса исследовал плитки с портретами и пришел к выводу, что вещество, которым сделаны рисунки, не похоже ни на какую известную краску. По просьбе хозяйки в доме вскрыли пол - и на глубине нескольких метров обнаружили человеческие останки. После их перезахоронения портреты перестали появляться.
Подобные явления и в других местах отмечались.
В 1897 году в Уэльсе скончался Джон вогхен, настоятель местного собора лландафф. Спустя две недели после его погребения на стене собора появились очертание лица покойного и его инициалы J и V. изображение сохранялось несколько дней, после чего исчезло.
В 1923 году на стене в соборе Христа, расположенном в английском Оксфорде, появился портрет скончавшегося священника Генри лидделла. Позже начиная с 1926 года рядом с ним можно было увидеть изображения еще нескольких умерших священников, при жизни проводивших службы в этом соборе.
Миссис хьювет Маккензи, тогдашний президент британского общества физических исследований, в 1931 году исследовала эти портреты и пришла к заключению, что они не могли быть созданы человеком. Многие исследователи высказывают мнение, что нерукотворные изображения служат доказательством существования иного мира, в котором наша жизнь продолжается после физической смерти и где мысли могут находить материальное воплощение. Но так ли это - ответ пока не найден.