"Эволюционные Корни Добра и зла: Бактерии, Муравьи, Человек": публичная лекция Александра Маркова.
Бактерии - альтруисты, "Честные" дрожжи и вездесущие мошенники - паразиты: доктор биологических наук Александр Марков описывает биологические корни удивительных явлений, которые мы называем добром и злом, помогает понять истоки человеческой морали и рассказывает, как причудливо сплетены эгоизм и альтруизм в природе.
Обычно, когда разговор заходит о морали, нам кажется, что мы касаемся темы, понятной только нам одним на всей земле. Конечно, ведь, как мы убеждены, мораль - исключительно человеческое изобретение, появившееся не так уж давно. Однако науке известно, что взаимопомощь, забота друг о друге, альтруистическое поведение и самопожертвование свойственны не только человеку. Многие животные, насекомые и даже микробы способны совершать "Героические" поступки на благо сородичей, например, бактерии и амебы могут пожертвовать собой для выживания колонии, среди перепончатокрылых распространён общественный образ жизни, при котором рабочие самки не размножаются, а помогают своей матери выращивать сестер, среди арабских серых дроздов считается почетной привилегией служить на благо стае и выкармливать чужих детей. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в природе причудливо сплетены эгоизм и альтруизм, и на каждую "Благородную" бактерию найдётся бактерия - паразит, на каждую "самоотверженную" амёбу - амёба - нахлебник, а среди "честных" дрожжей всегда будет место дрожжам - обманщикам. Как и в человеческом обществе, альтруизм одних особей создает идеальную питательную среду для эгоизма других, поэтому будущее социальной системы во многом зависит от того, сумеет ли она выработать эффективные средства для обуздания паразитов и нахлебников.
Но в чём причина? Почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других. Поиском ответа на этот вопрос занимается новое научное направление - эволюционная этика: она изучает биологические корни удивительных явлений, которые мы называем добром и злом, и помогает понять истоки человеческой морали.
Способна ли теория эволюции объяснить происхождение альтруизма? Откуда берутся в природе взаимопомощь и альтруизм, если движущей силой эволюции является эгоистический в своей основе механизм естественного отбора? Какое основное препятствие на пути эволюции кооперации и альтруизма стоит? Можно ли создать общество, в котором альтруизм будет поддерживаться без насилия, и при этом не будет обманщиков? И если это все-таки возможно, почему биосфера так и не превратилась в царство всеобщей любви и дружбы? В рамках лекции "Эволюционные Корни Добра и зла: Бактерии, Муравьи, Человек" (проект "публичные лекции полит. ру ") на эти Вопросы Постарался Дать Максимально Развёрнутый Ответ Доктор Биологических Наук, Старший Научный Сотрудник Лаборатории Высших Беспозвоночных Института Палеонтологии РАН, Создатель и Автор Проекта"проблемы эволюции" Александр Марков. Эта публичная лекция была прочитана ещё в 2010 году - но что такое 6 лет для эволюции? Актуальность темы - на все времена.
Начать эту лекцию я хотел бы с такой сценки, которую можно видеть на берегу озера или моря, мы ее часто наблюдаем летом на белом море. Поймал рыбак рыбку и начинает ее на берегу потрошить, бросает потроха в воду. Это замечает чайка, она прилетает и начинает хватать эти рыбьи потроха, но делает это она не молча, а сначала издает несколько громких призывных криков. На эти крики очень быстро слетается еще десятка два чаек, которые тут же набрасываются на эту первую чайку и начинают у нее отнимать ее добычу. Та не отдает, отбивается, разыгрывается целый спектакль с вырыванием друг у друга из клюва этих рыбьих потрохов. Вот такое странное поведение. С одной стороны, почему бы этой чайке не есть молча, зачем она позвала других, создав тем самым себе кучу проблем. И второй вопрос: если уж она их позвала, то почему тогда не хочет поделиться, а дерется и не отдает. В этой сцене, как и во многих других случаях в живой природе, мы видим причудливое сочетание альтруистического и эгоистического поведения. Призывный пищевой крик чайки - это типичный пример альтруистического поведения. Этим криком чайка себе создает только проблемы, она никакого выигрыша не получает; выигрыш получают другие чайки, а именно - шанс пообедать.
Вторая часть - когда они уже дерутся, понятно, что это чистый эгоизм со стороны всех участников. Я надеюсь, в процессе разговора мы сможем эту задачку решить и понять, почему так получается. Вообще, изучение эволюции кооперации и альтруизма - это одна из таких тем, двигаясь по которым биология - наука естественная - вторгается на территорию, где до сих пор безраздельно господствовали философы, богословы и гуманитарии. Не удивительно, что вокруг эволюционной этики, как называют иногда это направление, кипят страсти. Но я об этих страстях говорить не буду, потому что они кипят за пределами науки, а нас, биологов, интересует другое. Нас интересует, почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других.